В 2018 году первый газ с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии должен будет отправиться по трубопроводу "Сила Сибири" на Дальний Восток. Уже в 2016 году начнется полномасштабная стройка объектов нефте- и газодобычи. Расходные материалы и техника для Чаянды прибывают по железной дороге на станцию в городе Усть-Куте Иркутской области. Летом грузы отсюда переправляют в Якутию по реке Лене, а когда водоемы сковывает прочный лед, перевалочную базу с Чаяндой связывает единственная транспортная артерия - зимняя дорога протяженностью почти тысячу километров.
Колонна первопроходцев
На территории Осетровского ЛДК, одного из усть-кутских пунктов приема, складирования и отправки грузов на Чаянду, в эти дни было людно. Еще бы, ведь считанные часы остаются до выхода первой автоколонны на зимнюю дорогу. Ревут двигатели тяжелых грузовиков, вокруг суетятся механики и шоферы - техника должна работать, как часы, зимник оплошностей не прощает. Эта трасса функционирует еще с советских времен и повидала многое. Тысячекилометровая дорога до месторождения занимает не меньше трех суток - по зимнику, почти полностью состоящему из спусков, подъемов и ледовых переправ, особо не разгонишься.
Как рассказал представитель одной из подрядных организаций Александр Шнякин, первыми пойдут около 15 машин - повезут на тралах экскаваторы, бульдозеры, буровую технику, жилые вагончики для рабочих на месторождении. Самосвалы пойдут своим ходом. Также в строй встанут несколько единиц сопровождающей техники. Как только первая колонна "прощупает" трассу, рейсы с грузами на Чаянду будут отправляться отсюда ежедневно.
15 декабря чаяндинский зимник заработал с полной нагрузкой.
Для Газпрома открытие зимника, по сути, знаменует начало масштабной работы подрядчиков на Чаяндинском месторождении, начало большой стройки, которая будет длиться на протяжении нескольких лет. Все грузы и техника для нужд строительства, стекающиеся в крупный транспортный узел Усть-Кут, с началом функционирования зимних дорог начинают отправляться прямиком на Чаянду. Летом можно сэкономить на доставке с помощью водного транзита до Ленска, но на строительные площадки грузы все равно идут по зимнику, поскольку летом транспортная доступность в тайге стремится к нулю.
Перспективы на зиму
Сейчас первостепенные задачи - вырубка леса, отсыпка дорог и площадок для объектов нефте- и газодобычи. В 2015 году будет подготовлен плацдарм для таких объектов, как установка подготовки нефти, электростанция собственных нужд, а также под вахтовый поселок строителей. Уже через год на готовых площадках начнется следующий этап обустройства НГКМ - монтаж оборудования.
- На 2015 год силами подрядных организаций мы планируем перевезти порядка 100 тысяч тонн грузов, плюс к тому собственными силами - еще 50 тысяч тонн.
Нужно мобилизовать различные материалы, в том числе трубы и бетонные плиты, технику, оборудование для строительства буровых вышек, - рассказывает начальник Ленского отделения управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов ООО "Газпром добыча Ноябрьск" Александр Ван. - Мы распределяем грузы прежде всего по их вовлечению в производство. Дешевле, конечно, доставлять материалы сначала по воде, но мы планируем начать выполнять работы в зимний период, так что ждать начала навигации нет смысла. Будем использовать зимник и силами подрядных организаций доставлять необходимые грузы на объекты.
Опасности трассы
Водители говорят: чтобы снизить риски, на зимник стараются выпускать полноприводные тягачи с цепями на колесах. На трассе есть только спутниковая связь, машины ею обеспечены.
Главный враг дальнобойщиков в этих краях - это лютые морозы, в низинах давит до минус 60.
Даже элементарная поломка может привести к большим проблемам. В тайге нет мастерских, поэтому готовятся к дороге очень тщательно. Тем не менее каждую зиму случаются какие-то ЧП. Основная причина - выход на зимник до официального его открытия. Чаяндинским колоннам это не грозит, все грузы газовики отправляют своевременно. Кстати, зимой в тайге одной угрозой меньше - медведи в это время спят. Еще один плюс для водителей: примерно каждые 200 километров на дороге есть пункты обогрева, где можно поесть горячего. Ночуютшоферы в машинах.
- Закрывается зимник в начале апреля. Мы планируем организовать за этот период около пяти тысяч машино-рейсов. Требуется минимум три дня, чтобы добраться до месторождения - в зависимости от погоды и состояния дороги. Бывает, и неделя уходит. Зимник пока ненатоптанный. Самые лучшие условия - это февраль-март, - продолжает представитель ООО "Газпром добыча Ноябрьск" Александр Ван. - Сегодня в Усть-Куте сконцентрирована часть техники для разработки карьеров на Чаянде. В этих карьерах будут добывать грунт для отсыпки внутрипромысловой дороги круглогодичного использования. Сейчас там действует только зимник. Планируется извлечь четыре с половиной миллиона кубометров грунта, что позволит до 2017 года построить дорогу длиной 152 километра. Она жизненно необходима для освоения и эксплуатации месторождения. В 2015 году мы планируем силами подрядных организаций задействовать на перевозке грузов около 3000 человек и около 2000 единиц техники. В эту цифру включены силы, которые будут выполнять работы по рубке леса и перемещению грунта.
Все по полочкам
Для удобства приемки, размещения и отправки грузов на месторождение Газпром создал в Усть-Куте единый логистический центр. Задача его сотрудников - отслеживать поступление техники, оборудования и материалов от поставщиков со всей страны и своевременно отгружать их по местам временного хранения, а также отправлять к строительным площадкам. К слову, Осетровский ЛДК, откуда отправляется первая зимняя колонна на Чаянду, это не единственный в Усть-Куте пункт складирования и отправки грузов для нужд месторождения. Большую работу в этом направлении газовики ведут и с Осетровским речным портом, который располагает внушительными площадями для хранения грузов, а также собственным флотом. В период летней навигации материалы и техника пойдут отсюда до якутского Ленска по воде, чтобы потом быть доставленными на месторождение.
60 тонн - такую массу груженого автопоезда должен выдерживать лед на ледовых переправах.
- Сейчас идет договорная кампания, как у генподрядчиков, так и у нас. При этом мы уже отрабатываем взаимодействие с представителями Газпрома, провели подготовку мощностей и территории, - говорит председатель совета директоров ОАО "Осетровский речной порт" Аркадий Лавров. - В прошлую навигацию мы подготовили площади для приемки и хранения трубной продукции, дорожных плит, железобетонных изделий, чтобы вести накопления в межнавигационный период и потом отгружать на флот в следующем году. Сейчас грузопоток у нас составляет 600-800 тысяч тонн в год. Проект "Сила Сибири" и обустройство Чаяндинского месторождения обещают увеличить наш грузопоток на миллион тонн в год в течение ближайших пяти-семи лет, когда настанет пик строительства трубопровода. Сегодня у нас в период навигации задействованы порядка 700 человек. Если объем груза пойдет согласно планам, то нужно будет существенно увеличить коллектив, занятый на перегрузке и доставке, - раза в полтора-два.
Пока мы беседовали с участниками транспортной цепи Усть-Кут - Чаянда, водители большегрузов разбежались по машинам. Это значит, что к дороге все готово, остается ждать команды на отправку. Еще несколько минут - и выстроенная в колонну тяжелая техника организованно тронулась в путь, оставляя позади густые клубы дыма, мгновенно растворяющегося в морозном сибирском воздухе. Так было положено начало очередному этапу обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.
Фото: ampravda.ru