Журнал "Уралтрак" пригласил экспертов рынка принять участие в дискуссии и поговорить о ремонте техники. Вернее, о ремонтных работах. Которые, как и любая производственная отрасль, уже ощутили на себе и экономические санкции, и систему импортозамещения. Итак:
Насколько импортозамещение ощущается в сегменте ремонтных работ? Какое направление уже пострадало на сегодняшний день? Или всё благополучно?
Степан Ляпин, директор ООО "Еврокара-Екатеринбург" по поставке и ремонту складской техники и грузовых автомобилей государственного китайского завода JAC:
- Так или иначе геополитическая обстановка в мире, в том числе и России, сказывается на рынке коммерческой техники. Предприниматели начинают осторожничать и переносить приобретение новой техники для своего бизнеса. При этом работать на чём-то надо, поэтому повышается спрос на вторичную продукцию. Объём ремонтных работ старой техники на сегодняшний день увеличился примерно на 40%. Санкции, введённые против России, у кого-то отобрали бизнес, а кто-то, наоборот, пошёл на подъём. У нас увеличились продажи примерно на 30% и ремонтные работы по старой технике - на 40%.
А по ввозу особой сложности нет. Есть сложность со стоимостью. Например, запчасти стали дорогими. Правда, было пару случаев, когда из Бельгии не пропустили запчасти для погрузчиков с обозначением, что это позиция "двойного назначения". Запчасти из Китая мы завозим контейнерами без каких-либо проблем.
Алексей Сироткин, коммерческий директор компании "Форклифт":
- В первую очередь пострадали уже выделенные бюджеты на 2015 год по приобретению нового импортного оборудования. Суммы были заложены в рублях, и затратную часть никто не собирается увеличивать в связи с ослаблением позиций рубля, а следовательно, уже сейчас мы получаем подтверждения того, что будет сокращено количество закупаемых единиц, либо вообще отменено приобретение оборудования в связи с превышением выделенных лимитов. В общем, страдать будет сегмент предприятий, у которых в технологическом цикле заложено безальтернативное (уникальное) европейское оборудование, и свои издержки по существенно возросшему ремонту или приобретению предприятие будет вынуждено переложить на себестоимость продукции и, как следствие, может просто уйти с этого сегмента рынка.
Юрий Кузнецов, исполнительный директор, представитель ОАО "Спецремонт", управляющий организации ОАО "5 ЦАРЗ":
- В том сегменте работ, которые мы выполняем, трудностей с поставщиками продукции не возникает. Все запасные части, требуемые для ремонта машин, производятся на отечественных предприятиях или в странах бывшего Союза, с которыми сложились дружественные отношения. Поэтому для нашего предприятия на данном этапе всё складывается благополучно.
Есть ли смысл и экономическая выгода полностью переходить на "российского производителя" запчастей и комплектующих?
Юрий Кузнецов:
- С точки зрения человека, который занимается ремонтом исключительно отечественных автомобилей, и тем более для силовых структур и ведомств, естественно, смысл перейти только на отечественную продукцию есть. И другого в этом быть не может с точки зрения поддержания обороноспособности страны. Качество выпускаемых запасных частей и оборудования, поставляемого для обеспечения производственного процесса, обеспечивает нормальную работу предприятия и соответствует техническим условиям.
Алексей Ларюков, директор ООО "ДМК восток":
- Мы занимаемся ремонтом китайской спецтехники и ввозом китайских запчастей, поэтому могу говорить только про этот сегмент. Запчасти дорожают пропорционально росту курса доллара, так как расчёты с Китаем происходят в долларах. На мой взгляд,
при любом курсе валюты российские производители не смогут наладить выпуск запчастей приемлемого качества на китайскую спецтехнику. Речь может идти лишь о самых простейших с технологической точки зрения запчастях. Теоретически это возможно, практически нереально.
Для примера, зайдите на несколько СТО и спросите, ремонтируют ли они "Жигули". В большинстве случаев ответят - нет. Качество запчастей таково, что после ремонта последует бесконечная череда повторных обращений! Чего уж ожидать от качества импортозамещённых, если качества отечественных запчастей добиться не можем!
Алексей Сироткин:
- Смысл, безусловно, есть. И у российских производителей есть всё для действительно качественного производства запчастей для комплектации импортного оборудования. Но здесь всё зависит от философии собственника (руководителя) компании-производителя. Если его горизонты планирования бизнеса долгосрочные - 5-10 лет и более, то от такой компании мы действительно получим качественный продукт по достойной цене. Если же у предприятия цель - прожить год-два, то и ставить на такого партнёра я бы не стал.
Есть ли возможности (и мощности) у российского производства обеспечить поставки в нужных объёмах? Если нет, то насколько велики шансы у китайского производителя занять освобождающуюся европейскую нишу?
Юрий Кузнецов:
- Я полагаю, что возможности у российского производства обеспечить поставки в необходимых объёмах есть, и есть резервы, единственный момент - это то, что необходимо их развивать. У китайского производителя, естественно, возможности занять нишу есть, но качество оставляет желать лучшего.
Алексей Сироткин:
- В отличие от европейцев в российской промышленности отсутствует достаточное количество небольших технологичных производств с узкой направленностью, что позволяет в данной области быть передовым, экономически эффективным и, соответственно, конкурентоспособным.
Сейчас для этого открыта возможность и есть благоприятные условия. Если мы справимся, то после запчастей перейдём к конкурентному на мировом уровне производства сложному оборудованию. Китайцы действительно становятся всё более качественными и конкурентоспособными производителями. Шансы у них есть, но появившуюся возможность надо использовать нам, а не им.
Степан Ляпин:
- Я в 2001 году работал в компании, которая располагалась по соседству с производством вилочных погрузчиков ЗИК на заводе имени Калинина в Екатеринбурге. То, что я там видел, а именно - как собирают и из чего, оставило глубокую травму в моём сердце. Сегодня Невьянский завод начал собирать погрузчики из запчастей производства Болгарии и Украины. Но сейчас они просто встали из-за конфликта на Украине. Есть тверские погрузчики неплохого качества, но с запчастями и сервисом пока всё плохо. Ими торгуют все, кому не лень, а сервиса нет. При этом линейка техники маленькая. Поэтому они не могут обеспечить крупное предприятие погрузчиками одной марки. Так что лучше выбрать китайскую технику проверенных марок.
Как будут продвигаться ремонтные работы спецтехники? Каковы перспективы, что нового может появиться в ближайшее время? Или, наоборот, какое направление может вообще исчезнуть?
Алексей Сироткин:
- Цены на ремонт, с учётом роста запчастей, возрастут. Но если это будет российская компания, выставляющая цены на услуги в рублях, а не по курсу доллара или евро, то в данном случае цены на ремонт даже снизятся в процентном соотношении по сравнению со стоимостью нового оборудования. Поэтому, возможно, будет более выгодно ремонтировать, чем покупать новое оборудование.
Раньше при списании техники редко сравнивали стоимость нового со стоимостью капремонта. Теперь же считать деньги будут более внимательно, что, возможно, даже увеличит объёмы ремонта.
А при появлении качественных и более доступных аналогов запчастей ремонтные услуги существенно возрастут.
Степан Ляпин:
- Ремонт всегда был, есть и будет, если качественно и ответственно относиться к своей работе. Работать на результат, а не для галочки. При этом использовать качественный инструмент и грамотных механиков. С рынка исчезнут или перепрофилируются слабые или недобросовестные предприниматели. Любые сложные ситуации в бизнесе или убивают, или делают нас сильнее. А владельцам коммерческой техники надо быть внимательнее при выборе партнёра по обслуживанию и ремонту своей техники.
Юрий Кузнецов:
- Конечно, есть резон в проведении ремонтно-восстановительных работ на технике! Стоимость восстановительного ремонта гораздо ниже, чем покупка нового автомобиля, как для транспортных компаний, так и для частных лиц. И это направление, по моему мнению, стоит развивать, совершенствуя станочный парк, повышая квалификацию рабочих, задействованных на производстве.
Сложность ввоза и поставок импортных запчастей и оборудования даёт шанс российским производителям расширить свой рынок. Что россияне могут предложить взамен уходящему импорту?
Алексей Сироткин:
- Сложности ввоза при поставках запчастей и комплектующих были незначительными, и достаточно быстро мы смогли найти решение с нашими европейскими поставщиками. Замещение российскими товаропроизводителями в части поставки аналогичного оборудования считаю маловероятным, так как лишь немногие российские аналоги могут похвастаться действительно мировым уровнем производимого оборудования. А вот что касается производства в России запчастей и комплектующих на импортную технику, то считаю эту появившуюся возможность наиболее вероятной для реализации. Если наши производители, основательно обновившие за последние 5 лет свои станочные парки, смогут выдавать нужное качество по конкурентной цене, то у них есть возможность освоить не только российский рынок.
Фото: kolomnaauto.ru