← Автомобильные грузоперевозки

Минтранс хочет сто миллиардов, которые не с кого будет собрать

Даже без введения платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения международные перевозки в сложившейся ситуации становятся нерентабельными и чреваты банкротствами транспортных предприятий. Такой вывод президент Некоммерческого партнерства "Объединение перевозчиков Сибири" Вячеслав Трунаев делает в справке (имеется в распоряжении "Логируса"), подготовленной по просьбе министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

В конце января правительство поручило Минтрансу подготовить документы для введения платы за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн не только по трассам федерального значения, но и по межмуниципальным и региональным дорогам. Дополнительно рассматривается возможность обложения проезда грузовиков массой от 3,5 тонн.
Ранее Росавтодор и "РТ-инвест транспортные системы" (дочерняя компания "Ростеха") подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы взимания платы с тяжелых грузовиков, в котором предусмотрена дополнительная возможность взимания платы: при необходимости РТИТС должна быть готова подключить к своей системе, работающей для федеральных трасс, еще и региональные дороги. По данным Росавтодора, аналогичные проекты прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях, интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.
Как рассказал "Логирусу" президент НП "Объединение перевозчиков Сибири" Вячеслав Трунаев, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области попросил подготовить справку о том, как изменится нагрузка на перевозчиков при введении платы за проезд по федеральным трассам. "Одновременно с введением в действие решения о взимании платы за проезд по дорогам общего пользования федерального значения с грузовых ТС общей массой свыше 12 тонн в размере 3,5 руб./км (собеседник "Логируса" подтвердил, что все расчеты делались именно для такого тарифа, а не 3,73 руб./км, как планировал Росавтодор с учетом инфляции - LR) финансовая нагрузка на транспортные предприятия резко увеличится", - сообщил Вячеслав Трунаев в письме к министру.
На примере отдельно взятого предприятия эксперт подсчитал расходы перевозчиков до и после введения платы за проезд по федеральным трассам. Так, для автопредприятия N при наличии 36 транспортных средств, допущенных к международным перевозкам, общий пробег в прошлом году составил 6 253 тыс. км. При этом общий пробег по федеральным трассам - 5 940 тыс. км, средний пробег одного транспортного средства по федеральным трассам -165 тыс. км при средней ставке фрахта 26,9 руб./км. Затраты с учетом амортизации - 24,92 руб./км, куда включены затраты на топливо, расходы на зарплату водителя и механиков (4,012 руб./км), запчасти, амортизацию ТС (380 тыс. руб. на 1 сцепку), а также расходы на налоги, страхование, содержание помещений в размере 1,792 руб./км, командировочные (0,95 руб./км) и прочие расходы (1,71 руб./км).
Если условно принять, что расходы на топливо, зарплату, налоги и командировочные не изменятся, то с учетом введения оплаты 3,5 руб./км с ноября 2015 года затраты транспортной компании возрастут до 32 руб./км. По словам собеседника "Логируса", к расходам перевозчиков на одно транспортное средство в прошлом году добавятся не только тариф за проезд по федеральным трассам, но и дополнительные затраты на приобретение запчастей с учетом падения рубля по отношению к евро и доллару, которые составят 5,86 руб./км. При таком курсе амортизация транспортного средства составит 4,62 руб./км, или 760 тыс. рублей на 1 сцепку.
- В сложившей ситуации расходы на амортизацию удвоились, а величина фрахта должна составить 32 руб./км, что, к сожалению, нереально, - подытоживает Трунаев. - Рынок диктует свои условия.
По прогнозу эксперта,
многие российские автопредприятия попросту не смогут работать в данных условиях и обанкротятся. "И это зависит даже не от введения платы за проезд по федеральным дорогам, а от девальвации рубля и резкого роста цен на технику европейского производства, запасные части, масла, резину и другие расходные материалы",
- уточняет автор письма.
- Прогнозируя дальнейшее развитие событий, можно с уверенностью сказать, что на смену обанкротившимся российским перевозчикам на наш рынок придут конкуренты из Казахстана и Белоруссии. Каковы будут последствия для российской экономики, нетрудно догадаться, - сетует эксперт.
Комментируя "Логирусу" сложившуюся ситуацию, Вячеслав Трунаев подчеркул, что "в столь сложный период для экономики страны ни в коем случае нельзя применять решение о взимании платы за проезд по федеральным дорогам".
Как отреагирует региональное правительство на такие расчеты, покажет время, однако ранее в Минтрансе России, на условиях анонимности, "Известиям" пояснили, что, по предварительным расчетам, сборы с грузовиков массой более 12 тонн только за проезд по федеральным дорогам составят порядка 100 млрд рублей в год. При этом введение сбора на региональных и муниципальных дорогах позволит собрать дополнительно около 300 млрд в год. Если добавить сборы с 3,5-тонных авто, это позволит собрать в бюджет еще около 400 млрд рублей. В целом сборы за ущерб дорожному полотну могут вырасти до 800 млрд рублей в год, отметили в Минтрансе.
Фото: АвтоТрансИнфо
Логирус