На прошлой неделе под эгидой газеты "Деловой Омск" на площадке бизнес-инкубатора был организован круглый стол, посвященный проблемам и основным тенденциям на рынке региональных грузоперевозок и логистики. Участники дискуссии рассказали о снижении рентабельности их бизнеса, практическом значении импортозамещения и пользе, которую они могут извлечь из стремления людей сэкономить во время кризиса. Но, хотя грузоперевозкам отводится значимая роль в региональной экономики, в ближайшие годы говорить об успешном развитии данной сферы не приходится.
Позицию госрегулятора за круглым столом представлял замминистра развития транспортного комплекса Омской области Игорь Квасов. В своем вступительном слове он рассказал, что до кризиса ситуация в сфере грузоперевозок выглядела благополучной. "Даже визуально можно заметить, что большегрузных автомобилей на наших дорогах становится все больше и больше, - сообщил чиновник. - И несмотря на то что из-за высокого трафика грузовиков состояние дорожного покрытия ухудшается, мы, в отличие от других регионов, пока не вводим дополнительных ограничений для собственников этого бизнеса".
По словам Квасова, в некоторых областях действуют запреты на передвижение грузовых автомобилей в течение светового дня. Местные же власти пока не решаются на подобные меры. Впрочем, и законодательных возможностей для введения послаблений для грузоперевозчиков у региональных чиновников нет. Однако они могут помочь в формировании спроса на услуги транспортных компаний. "У нас есть план строительства мультимодального центра, который поможет "перехватить" груз из Азии на Запад, привлечь в качестве потребителя представителей Казахстана, - рассказал Игорь Квасов. - У Омска есть потребность в щебне, а у них - в древесине, которую мы можем поставлять. Мы готовы рассмотреть возможность возобновления перевозок по Иртышу".
В планах региональных властей и привлечение инвесторов, которые смогут построить на территории региона заправки с газомоторным топливом, отсутствие которых доставляет значительные неудобства перевозчикам. "Чтобы снизить издержки, многие грузовые машины работают на этом виде топлива, - пояснил зам-министра. - Но у нас нет заправок с ним. Поэтому если такая фура идет по дороге, то за ней следует газовоз. Для собственника компании это оборачивается дополнительными тратами и неудобством, но по-другому пока не получается".
Во все мелкие
По оценке управляющего Региональным фондом поддержки и развития предпринимательства Вячеслава Федюнина, в прошлом году объем грузоперевозок, осуществляемых местными компаниями, снизился на 4%. "И уменьшение этого показателя, на мой взгляд, стало первой ласточкой, предвестником сегодняшнего кризиса, - заявил господин Федюнин. - Объем грузоперевозок, как и розничной торговли, всегда в этом смысле были показательны, ведь в тяжелое время мы всегда уменьшаем свои потребности".
После введения эмбарго и других санкций объем международных перевозок начал естественным образом падать. Это, как уверены участники круглого стола, стимулирует развитие региональных перевозок и ужесточение конкуренции на этом рынке. Однако, как считает Федюнин, большинство мелких игроков не готовы к усилению борьбы за клиентов. В результате, по мнению эксперта, многие перевозчики вынуждены будут либо объединяться под крылом более сильных компаний, либо уходить с рынка. "Мелкие автокомпании могут быть конкурентоспособны только благодаря демпингу, - высказал мнение Вячеслав Федюнин. - Однако они не могут себе это позволить, потому что такая ценовая политика их разорит. Демпинговать могут только те, у кого есть определенный запас "жирка" - федеральные сетевые структуры. В общем, 2015 год вряд ли будет олимпийским для перевозчиков".
Опасения главы фонда подтвердил директор омской автомобильной компании Сергей Иванюк. "Себестоимость перевозок выросла, однако мы не можем в такой же пропорции увеличить цену для клиента, - заявил глава предприятия. - Ставки на перевозки уже утверждены, в бюджетах компаний на наши услуги заложены определенные суммы, которые не будут пересматривать. Втаких условиях мне совершенно не понятно, как будет дальше развиваться ситуация.
Более-менее комфортно могут себя чувствовать только крупные федеральные сетевые компании. А мелкие перевозчики работают на грани рентабельности".
По словам Иванюка, из-за низкой прибыли большинство региональных транспортников не могут позволить себе обновить автопарк, вынуждены экономить на безопасности водителей, налогах, качестве комплектующих для транспорта. "Как можно выживать, если, например, километр перевозки инертных материалов стоит 2-4 рубля за тонну? - задался вопросом Сергей Иванюк. - При таких расценках работать невыгодно".
Первым делом самолеты
В сфере авиаперевозок, по признанию представителя этого направления - начальника службы организации перевозок омского аэропорта Михаила Власенкова, ситуация выглядит менее удручающей. Как заявил специалист, государственный курс на импортозамещение обеспечил предприятию увеличение объема погрузок. "Сейчас в месяц через нас проходит 61-66 т груза. В связи с импортозамещением идет увеличение отправок грузов, так как омские заводы активизировали производственные процессы".
Правда, констатируя рост объемов отправляемого из региона груза, Власенков в тоже время заявил о сокращении количества груза, принимаемого из Москвы. "Уменьшение значительное, - пояснил представитель аэропорта. - Хотя у нас есть потенциал для того, чтобы обрабатывать гораздо большее его количество".
Задействовать свои силы в полную мощь, по мнению Михаила Власенкова, омский аэропорт сможет после того, как власти окончательно решат, будет ли закончено строительство Федоровки и создан мультимодальный транспортный комплекс. "Либо мы будем развивать грузоперевозки, либо успокоимся и будем плестись в хвосте других", - сделал вывод он.
Дорогой выбор
Говоря о том, какой вид транспорта является наиболее востребованным в качестве грузоперевозчика, эксперты отметили, что ключевые позиции на рынке занимают автотранспортные компании. "Почему появился крен в сторону автомобильных перевозок? - задался вопросом Вячеслав Федюнин. - Железнодорожный транспорт никто не отменял, он остается стержневым фактором развития экономики. Однако
даже на самых высоких уровнях открыто признается, что управление железнодорожными тарифами у нас в стране происходит неэффективно.
Они не стимулируют малые и средние компании увеличивать экспорт. Тарифная политика РЖД идет в противоречии с призывом президента давать зеленый свет малому бизнесу".
Замдиректора новосибирского филиала "РЖД Логистика" в Омске Сергей Мирошниченко не согласился с таким объяснением популярности автоперевозок. "Процесс перехода с ж.-д. транспорта на автомобильный, на мой взгляд, обусловлен политикой собственников автокомпаний, - заявил эксперт. - За счет варварской эксплуатации автотранспорта, повальной экономии, о которой нам рассказывают коллеги из автопредприятий, их перевозки стали дешевле наших. Логично, что люди предпочитают покупать услугу по более низкой цене. Однако если по всем правилам рассчитать себестоимость поездки автотранспортом, то она никак не должна быть дешевле, чем по железной дороге".
Пишите письма
Последствия кризиса пока не успели испытать на себе компании экспресс-доставки почтовых отправлений. Как рассказала участник круглого стола - директор филиала DHL Express в Омске Лилия Сбродова, их организация фиксирует рост объема авиаперевозок. "Безусловно, мы растем. Несмотря на экономические сложности, крупные омские предприятия не отказались от достаточно дорогостоящих услуг DHL, - констатировала Сбродова. - Правда, рост идет не теми темпами, что были у нас до кризиса 2008 года, однако о снижении спроса говорить не приходится".
"Чем неэффективнее работает "Почта России", тем эффективнее DHL", - шутливо объяснили успех службы доставки участники круглого стола.
Однако начальник омского сортировочного центра "EMS Почта России" Сергей Нечитайло попытался снизить скепсис в отношении своей компании. "Почта России" работает все эффективнее, каждый из вас может наблюдать за изменениями в лучшую сторону", - заявил Нечитайло.
"Почта", по словам ее представителя, пока не ощутила спада объема отправлений, однако, уверен Сергей Нечитайло, уменьшение количества посылок неизбежно. "Сейчас у нас затишье перед бурей, - объяснил он. - Учитывая то, что значительную часть перевозок почты России составляют грузы, заказанные россиянами из-за границы, с ростом курса доллара объем заказов на интернет-сайтах уменьшится".
По мнению Сергея Мирошниченко,
во время кризиса спрос на услуги логистов всегда повышается.
"Следует разделять понятия перевозчик и логист, - заявил он. - И сейчас наступает время вторых. В кризисные времена у логистов всегда увеличивается объем работы, появляется все больше клиентов, заинтересованных не просто в перевозке его груза, но и в оказании расширенного комплекса услуг".
О значимой роли логистики напомнил и Вячеслав Федюнин: "25% доходов Объединенных Арабских Эмиратов составляет логистика. А чем Россия хуже? Давайте тоже работать в этом направлении".
Фото: tizana.net