← Автомобильные грузоперевозки

Дорожный сбор с 12-тонных грузовиков могут перенести на 2016 год

Стоимость создания инфраструктуры взимания платы за проезд большегрузных автомобилей может резко возрасти из-за требования Росстандарта предоставить бортовые приборы, регистрирующие маршруты транспортного средства, для первичной и периодической проверки как средств измерения. С учетом типа (приемник спутникового сигнала) и количества нужных бортовых устройств - 2 млн - их начальная проверка будет стоить около 14 млрд рублей.

А необходимость представлять приборы на проверку регулярно грозит вылиться в сложнейшую логистическую задачу, когда оператор системы взимания платежей должен будет снимать с транспортного средства прибор, доставлять его в испытательный центр, а затем - обратно автовладельцу.
"Бортовые устройства, а также другие средства измерений, используемые для определения размера платы, в соответствии с законодательством РФ должны быть внесены в государственный реестр средств измерений и проходить первичную (периодическую) проверку, - говорится в письме руководителя Росстандарта Алексея Абрамова на имя министра транспорта Максима Соколова. - Только такой механизм позволит отстаивать интересы регулятора в судебных органах при возникновении споров".
Абрамов в своем письме отметил, что реализация "данного механизма в масштабах Российской Федерации является сложной организационно-технической задачей". Для ее решения глава Росстандарта предложил созвать совещание с участием всех заинтересованных сторон.
Система взимания платы (СВП) с грузовиков массой более 12 т должна заработать 15 ноября 2015 года. Инфраструктуру для СВП обязалась создать компания "РТ-Инвест Транспортные системы", дочка госкорпорации "Ростех". В сентябре прошлого года "РТ-Инвест" заключила с Росавтодором концессионное соглашение на 13 лет, предусматривающее создание и эксплуатацию СВП компанией "РТ-Инвест". Федеральный бюджет будет компенсировать ей затраты в объеме 10,6 млрд рублей в год. Размер платы за проезд составит 3,7 рубля за 1 км: по предварительным подсчетам Росавтодора, так Федеральный дорожный фонд будет ежегодно получать более 50 млрд рублей.
- В нашем письме выражается озабоченность складывающейся ситуацией и предлагается заранее обсудить возможные проблемные моменты, - пояснили "Известиям" в пресс-службе Росстандарта.
- В ответ на письмо Росстандарта Минтранс выразил готовность к проведению рабочего совещания с целью обсуждения соответствующих вопросов. На данный момент дата проведения совещания уточняется.
В Минтрансе официально подтвердили, что совещание по обращению Росстандарта готовится, но на вопросы об отношении Минтранса к самой идее проверять каждое устройство отвечать не стали. Информированный собеседник в Минтрансе рассказал "Известиям", что внутри министерства у инициативы Росстандарта есть как сторонники, так и противники: с одной стороны, это законное требование, с другой - удорожание и усложнение и без того затратного проекта уже после подписания концессионного соглашения. Разработка и производство только 2 млн бортовых устройств (их количество в соглашении конкретизировано) потребует инвестиций порядка $1 млрд. Еще нужно создать систему обработки и хранения информации, обработки счетов, построить на всех федеральных трассах контрольные ворота для регистрации движения транспортных средств по дорогам.
В "РТ-Инвест" сумму необходимых инвестиций в создание инфраструктуры пока не называют, поскольку она окончательно не утверждена.
- Техническое задание на проектирование системы согласовано с заказчиком в лице Росавтодора, сформированы технические требования к бортовым устройствам, и в данный момент идет выбор подрядчика, - рассказал "Известиям" генеральный директор "РТ-Инвест" Александр Советников. - Конкретные сроки выбора подрядчика на проектирование и создание бортовых устройств по условиям соглашения с заказчиком не установлены. Но все элементы системы, включая бортовые устройства, будут готовы к ноябрю 2015 года.
Инициативу Росстандарта в "РТ-Инвест" комментировать не стали.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников предположил, что неготовность всей инфраструктуры в срок станет одной из причин переноса сроков начала эксплуатации СВП.
- Транспортное сообщество подготовило ряд предложений в антикризисную программу федерального правительства в сфере транспорта, - говорит Свешников. - На прошлой неделе эти предложения за подписями председателя комитета по транспорту Госдумы Евгения Москвичева и его заместителя Виталия Ефимова направлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В том числе есть предложение отложить начало взимания платы за ущерб федеральным дорогам с 12-тонников на 2016 год, а также снизить сам тариф.
Как отреагирует правительство, мы пока не знаем. Но у него могут возникнуть свои причины отложить дату начала сбора средств, например неготовность инфраструктуры. Ее создание - это дорогостоящее мероприятие, оборудование почти всё импортное. Если в годы экономического процветания такой инфраструктуры создано не было, то сейчас с этим тем более могут возникнуть проблемы.
Фото: АвтоТрансИнфо
Известия