← Автосервис, запчасти, шины

"Татнефть" развивает шинный бизнес, несмотря на превратности рынка

2014 год оказался непростым для шинного рынка России. Сказались кризисная ситуация в отечественном автопроме, замедление темпов роста ВВП, индексов промышленного производства и покупательской способности населения. При всем этом шинный рынок России остается привлекательным как для зарубежных компаний, локализующих здесь новые производства, а также импортирующих свою продукцию. Директор УК "Татнефть-Нефтехим" Анвар Вахитов рассказал о том, какие перспективы открываются перед шинным комплексом "Татнефти" в условиях современного рынка.

Шинная отрасль возникла в Татарстане более 40 лет назад. Тогда задачи были конкретны - обуть "АвтоВАЗ", "КамАЗ". Шинные заводы Нижнекамска за эти годы прошли многое. Анвар Фасихович, что помогало выстоять и развиваться Нижнекамскому шинному комплексу?
Действительно, мы не раз проходили различные испытания. В истории наших флагманов - "Нижнекамскшины", завода грузовых шин - были очень сложные времена. При этом шинники Нижнекамска всегда делали ставку на качество продукции, инновации, модернизацию производства и выгодное сотрудничество с западными специалистами. Даже если смотреть на нашу историю - это первые для советского союза проекты с Pirelli, продуктивный опыт строительства с нуля завода с немецким производителем шин и оборудования. Мы всегда шли в ногу со временем, поэтому не просто выстояли, а находимся на лидерских позициях, предлагаем рынку качественные шины, ничуть не уступающие мировым аналогам.
В этом заслуга нескольких поколений работников комплекса, директората заводов, и, конечно же - продуманной политики прошлого и нынешнего руководства нашей республики и компании "Татнефть". Решение о передаче государственных пакетов акций ОАО "Нижнекамскшина" компании "Татнефть" стало судьбоносным для нас. В лице материнской компании мы обрели мощнейшую поддержку, а вложенные ею инвестиции в шинный бизнес позволили более мягко пройти через кризисные фазы экономики.
Как складывается ситуация в настоящее время?
В довольно непростом для нас 2014 году шинными заводами "Татнефти" произведено более 11,5 миллиона шин.
Несмотря на снижение шинного рынка России на 12-15%, мы по сравнению с 2013 годом смогли нарастить общие объемы реализации шин на 2%.
Несомненно, проблемы остаются - по объективным причинам снижены экспортные поставки в ряд стран СНГ, ранее являвшихся для нас ключевыми. Но мы планомерно пополняем карту продаж новыми странами. С 2014 года автомобили на шинах нижнекамского производства колесят в Бельгии, Иране, Кении, Никарагуа, Гонконге, Уганде. Но прежде всего, упор мы делаем на внутренний вторичный рынок.
Шинный бизнес непредсказуем, зависим от автопрома, цен на сырье, материалы. Всегда нужно быть наготове ко всем колебаниям макросреды, изменениям экономической ситуации в стране. 2015 год для отрасли обещает быть непростым. По прогнозам, из-за ослабления курса национальной валюты себестоимость шинной продукции возрастет в среднем на 20-30%, потребление шин сократится на 15-20%, рынок новых автомобилей может сократиться до 25%.
Для нас стратегически важно в этих условиях развивать новую систему дистрибуции и дилерскую сеть, расширять продуктовый портфель. В шинной отрасли нет легких денег, все достается сложнейшим, кропотливым трудом. Но, главное, что у нас есть понимание, куда и как двигаться дальше, как выстроить работу 11 предприятий, объединенных общей целью - производство и реализация современных, надежных шин, конкурентоспособного технического углерода.
Производство качественно новых шин предполагает наличие передового оборудования и технологий для их изготовления. Закупка нового оборудования по сегодняшним временам - большая роскошь, а с другой стороны - вопрос первой необходимости. Как решается эта дилемма на предприятиях шинного комплекса?
Позиция руководства компании "Татнефть" в этом вопросе однозначна: без технического перевооружения не обойтись. Это основа конкурентоспособности. Поэтому обновление, модернизация - ежедневный, беспрерывный процесс. Компания "Татнефть", направив на модернизацию нефтехимического комплекса колоссальные средства - более 1 миллиарда долларов, вывела шинные заводы на принципиально новый уровень развития, позволяющий производить продукцию, соответствующую мировым стандартам.
Первый проект был реализован на заводе "Нижнекамскшина". Создано производство радиальных легковых шин под новым брендом Kama Euro для комплектации автомобилей ВАЗ и иномарок. Его мы называем "двухмиллионник", хотя сейчас, когда проектная мощность производства увеличена, правильнее говорить о "трехмиллионнике". Именно столько шин изготавливается здесь ежегодно по технологиям известной итальянской фирмы.
Одним из основных критериев, определяющих качество и стабильность производства, является состояние смесительного оборудования. Поэтому следующим шагом стала реконструкция подготовительного производства ОАО "Нижнекамскшина", позволяющего изготавливать качественные резиновые смеси. Позднее были реализованы программы по увеличению мощности производства высокоэффективных легковых шин Kama Euro, Viatti до 4,5 миллиона штук шин.
Закуплены и запущены роботизированные голландские комплексы VMI и МАХХ, модернизирована линия изготовления бортовых колец Bartell. Завершающей частью этого уникального проекта стал запуск современной линии выпуска боковин линии Duplex фирмы Troester. Вулканизационное оборудование пополнилось немецкими форматорами-вулканизаторами Herbert и американскими фирмы NRM McNeil. Смонтирована линия проверки силовой неоднородности ZF, позволяющая оценивать все объективные характеристики шины: силовую неоднородность, неоднородность массы, геометрические отклонения. Это третий участок инспекции качества в составе ОАО "Нижнекамскшина".
С конца прошлого года в цехе вулканизации № 1 ОАО "Нижнекамскшина" запущено новое оборудование - станок для определения статического и динамического дисбаланса шин немецкой фирмы ZF.
В рамках инвестпрограмм шинного комплекса закуплено новое станочное оборудование ОАО "Нижнекамский механический завод" и ЗАО "Ярополимермаш-Татнефть". Успешная реализация инвестиционных программ дает возможность дальнейшего развития Нижнекамскому заводу грузовых шин, "Нижнекамсктехуглероду", Научно-техничскому центру "Кама".
Важным этапом реорганизации шинных заводов стал завершенный в 2014 году перевод производства грузовых и сельскохозяйственных покрышек с ОАО "Нижнекамскшина" на "Нижнекамский завод грузовых шин".
Переносимое технологическое оборудование подвергли капитальному ремонту и модернизации, внесены кардинальные изменения в технологию сборки и конструкции шин. В результате чего удалось поднять производительность труда на вновь монтируемом оборудовании от 10 до 70%.
Отдельно хочу выделить крупнейший инвестиционный проект - строительство "Нижнекамского завода шин ЦМК". Старт проекту дан в январе 2007 года, уже в апреле 2010 года выпущены первые серийные цельнометаллокордные. В качестве стратегического партнера выбрана немецкая компания - одна из мировых лидеров по производству шин ЦМК, которая предоставила оборудование, технологии и обучила персонал. Европейские специалисты провели тщательный контроль продукции на головном предприятии компании и подтвердили, что качество произведенных в Нижнекамске ЦМК-шин полностью соответствует самым высоким требованиям.
Запуск Нижнекамского завода цельнометаллокордных шин пять лет назад стал событием для отечественной шинной промышленности. Анвар Фасихович, расскажите, как работает завод сегодня?
Наш завод - первое подобное производство не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Завод проектной мощностью 1,2 миллиона покрышек в год выпускает самую надежную и эффективную на сегодняшний день "обувь" для грузовиков и автобусов. Мы еще не вышли на проектную мощность, но ежегодно увеличиваем объемы производства, расширяем ассортимент шин с цельнометаллокордным каркасом. В 2014 году предприятием произведено 745 тысяч шин. Всего за эти годы с конвейера нашего третьего шинного завода сошло более 2 миллионов цельнометаллокордных шин.
Завод шин ЦМК выпускает 57 товарных позиций, из них 25 типоразмеров выпускается по договору off-take для известной западной компании, в том числе под премиум-брендом.
Завод спроектирован как предприятие полного цикла: от резиносмешения до выпуска готовой продукции, на всех участках установлено самое передовое оборудование.
Обрезинивание металлокорда, выпуск деталей и окончательная сборка продукции проходят с минимальным участием человека. Загрузка шин, их вулканизация и выгрузка также производятся автоматически. Таким образом, уровень качества продукции задает не персонал, а высокотехнологичное оборудование. Точность соблюдения параметров сборки обеспечивается системой электромагнитных и лазерных измерений. Один оператор может контролировать процесс и проводить диагностику оборудования с помощью новейших компьютерных технологий. Налажен комплексный внутризаводской контроль качества: визуальный, рентген-контроль, проверка силовой неоднородности и геометрии шин. Каждая собранная покрышка снабжается электронным маркером, что в сравнении с цветовой маркировкой упрощает внутреннюю логистику производственного процесса и исключает возможность ошибок. Таким образом, на рынок поступает 100% качественный продукт.
Пришлась ли новинка по вкусу потребителям? Не смущает ли цена "стальной" шины?
ЦМК-шина для российского рынка пока остается новинкой. Но те, кто ставит шины с цельным металлокордом на свои авто, сразу понимают, в чем их преимущества. Предпочтения начинают меняться в пользу ЦМК-покрышек. С первых дней продаж новых грузовых шин мы получаем множество хороших отзывов по их характеристикам.
Это продукт третьего поколения, болеенадежные, качественные шины. Они имеют меньшую массу, увеличенную на 8% грузоподъемность, повышенную износостойкость. При этом меньшее сопротивление качению до 8% снижает расход топлива, улучшаются скоростные характеристики.
ЦМК-шины предназначены для длительного движения под нагрузкой, а также по бездорожью. Такие жесткие условия обыкновенная шина с несколькими слоями текстильного корда в каркасе не выдерживает. Цельнометаллокордная же шина отличается от традиционной грузовой покрышки тем, что в ней проволочную основу имеют и каркас, и брекер. Такая шина значительно меньше нагревается и деформируется.
За ЦМК-шинами будущее. Сегодня более 70% российских автомобилей ездят на комбинированных шинах, и их вполне можно "пересадить" на ЦМК шины. ЦМК-покрышками "Кама" уже несколько лет обуты автомобили производства автозаводов "КамАЗ", "НефАЗ", МЗ "ТОНАР". Современные грузовые шины нижнекамского производства мы поставляем крупнейшим транспортным предприятиям России, а также в 31 страну мира. Тестирования автоперевозчиками показывают, что их ходимость на уровне лучших мировых образцов - порядка 250 000 км. Плюс к этому, изначально в конструкцию ЦМК-шин заложена возможность восстановления протектора, что увеличивает ресурс эксплуатации шины до полумиллиона километров. Все это компенсирует разницу между стоимостью цельнометаллокордной и комбинированной шины.
В конце 2014 года в СМИ прошла информация о намерении "Татнефти" и итальянской компании Marangoni создать предприятие по восстановлению цельнометаллордных шин. На каком этапе сейчас находится новое производство, когда на рынке появятся восстановленные ЦМК-шины?
Проект по восстановлению шин задумывался давно, проделана огромная работа как со стороны компании Marangoni, так и ОАО "Татнефть". Выбор партнера был очевиден, Marangoni - один из мировых лидеров в области восстановления шин и производства предвулканизированных протекторов. Специалисты европейской компании установили уникальное оборудование, передали секреты технологии холодного восстановления, провели необходимое обучение персонала как в Италии, на своих заводах, так и у нас - непосредственно на производстве.
В начале февраля мы совместно восстановили первые ЦМК-шины.
Надеюсь, данное начинание будет успешным, тем более в нашем регионе таких производств нет. За годы работы Нижнекамского завода шин ЦМК накоплены первые каркасы для восстановления. Но мы готовы восстанавливать грузовые ЦМК-шины и других брендов. Сбор каркасов и последующая реализация восстановленных шин будет осуществляться через дилерскую сеть Торгового дома "Кама", а также через шинные центры Tyre&Service. Клиенты могут сдавать каркас шины, как оплачивать лишь стоимость услуги по его восстановлению, так и приобретать уже восстановленные шины.
Способность ЦМК-шин иметь "несколько жизней" значительно уменьшает нагрузку на экологию: за время эксплуатации одной ЦМК-шины, уходит на утилизацию примерно пять шин комбинированной конструкции. Хотелось бы отдельно остановиться на одном моменте. У наших водителей, собственников транспортных средств есть такая привычка - доездить на шине до упора. Но тогда эта шина восстановлению подлежать не будет. Поэтому,
если вы хотите максимально использовать потенциал шины, ее нужно вовремя снять и отдать на восстановление. В этом случае жизнь автопокрышки после двух "реабилитационных мероприятий" удвоится.
Сегодня рынок предоставляет широкий выбор шин различных производителей. Давно развеян миф, что шины высокого класса могут быть только импортными. Сейчас даже иностранные производители автомобилей выбирают для комплектации шины российского производства. Пионером в этом стали шинные заводы Нижнекамска. Расскажите о сотрудничестве с представителями автопрома.
На предприятиях нефтехимического комплекса выстроена система мер, обеспечивающая выпуск качественной продукции, что оценили и требовательные компании-автопроизводители. Так, в 2010 году ОАО "Нижнекамскшина" стало первым российским поставщиком шин для "Фольксваген Груп Рус". Партнерству предшествовала успешная процедура аудиторской проверки заводов.
В 2014 году мы достигли технического одобрения по 5 автошинам для автомобилей Ford российского производства. Серийные поставки на Ford-Sollers начаты в этом году. То, что мы соответствуем требованиям именитых иностранных автопроизводителей - результат многолетней работы коллектива комплекса, и, конечно, нашего мозгового центра - ООО "НТЦ "Кама".
В прошлом году нашему научному центру пришлось решать технически сложные задачи по целому ряду проектов. Получено инженерное одобрение по 13 шинам на автомобили Ford, Lada Largus "АвтоВАЗа", "КамАЗ" и "ЛиАЗ". Полностьюзавершены работы по проекту Volkswagen.
В течение 2014 года в серийное производство запущено 53 легковых и легкогрузовых шин. Внедрено по 6 типоразмеров грузовых шин и шин ЦМК. Выпущены первые отечественные ЦМК-шины с регулируемым давлением и протектором повышенной проходимости.
В планах 2015 года - освоение 78 шин для легкового, легко-грузового, грузового транспорта, новых проектов на заводе ЦМК-шин для Министерства обороны России, освоение комбинированных шин для ООО "Нижнекамский завод грузовых шин".
Программа продуктового портфеля нефтехимического комплекса была принята в 2014 году. В ней до 2018 года предусматривается разработка около двухсот шин для легкового, легкогрузового транспорта, а также для кроссоверов под брендом Viatti. Эти шины мы поставляем на конвейеры собираемых в России автомобилей Volkswagen, Skoda, Ford.
Анвар Фасихович, специалисты отрасли уже знакомы с вашим новым продуктом, на выставочных экспозициях ярко-желтые стенды с продукцией Viatti привлекают внимание большинства посетителей. Какие преимущества современных технологий вобрал в себя этот шинный бренд?
Viatti - высококачественные шины, изготавливаемые по передовым европейским технологиям, они соответствуют мировым стандартам безопасности и комфорта. Первые шины Viatti выпущены ОАО "Нижнекамскшина" в конце 2010 года. За 4 года присутствия на рынке они добились широкого признания не только у рядовых автолюбителей, но и у мировых производителей автомобилей. В 2014 году реализация шин Viatti Торговым домом "Кама" увеличилась на 70%. Причем продажи на вторичном рынке увеличились в 2,2 раза, экспортные поставки увеличились в 2,4 раза.
Росту объемов продаж способствовало и расширение линейки шин Viatti. На начало 2015 года ассортимент шин Viatti представлен 95 товарными позициями. В прошлом году активно развивался ассортимент легковых шин с посадочным диаметром 14 и 15 дюймов. В планах на 2015 год значится вывод на рынок оставшегося из общего запланированного ассортимента с посадочным диаметром 13, 17 и 18 дюймов.
Ассортимент легкогрузовых шин Viatti нацелен, прежде всего, на коммерческие автомобили зарубежного производства. В первую очередь осваивается ассортимент зимних шин, что связано с новыми поправками к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", ужесточившими требования к шинной продукции в зимний период.
Каждая составляющая шин Viatti - от уникальных рецептур резиновых смесей до тщательно продуманных и выверенных рисунков протектора - является результатом многолетних исследований и многочисленных испытаний.
Интересно узнать о работе "испытателей" шин подробнее.
Мы ежегодно разрабатываем новые модели шин, увеличиваем количество выпускаемых типоразмеров шин в серийном производстве, соответственно повышаются объемы проводимых испытаний. Каждая партия обязательно должна пройти через целый комплекс проверок, чтобы производитель и потребитель были уверены в качестве нижнекамской шинной продукции. Всем этим занимаются сотрудники Научно-технического центра "Кама". Здесь рождаются не только проекты будущих шин, именно отсюда начинается важнейший этап производства - входной контроль используемого сырья и материалов. Испытания новых образцов проводятся на полигонах России и Европы, где обкатываются шины ведущих мировых брендов.
В оснащение научного центра "Татнефть" инвестировала 500 миллионов рублей. Это дало возможность проведения уникальных лабораторных анализов, исследовательских испытаний. Для проектирования и конструирования современных шин закупается новейшее программное обеспечение. НТЦ "Кама" ведет кропотливую работу с поставщиками и производителями по оптимизации требований спецификации по всему ассортименту сырья и материалов, применяемых в шинном производстве для обеспечения стабильных характеристик наших шин.
В 2014 году для Научно-технического центра "Кама" приобретен испытательный стенд ЕТМ Н25 компании VMI. Этот уникальный станок предназначен для испытания легковых и легко-грузовых шин на выносливость на шести позициях. То есть шесть образцов шин можно "катать" по нагрузочному барабану одновременно, выявляя плюсы и минусы конструкции шин, отслеживая реакцию материалов на заданные нагрузки, температурные условия, скорость движения и длительность испытания.
Какие новинки могут ждать ваши потребители?
Изменяющаяся ситуация на рынке автомобилей диктует необходимость расширения ассортимента разрабатываемых шин с увеличенным диаметром посадки на обод и сниженной высотой профиля. Это пока новое для нас направление, но работы мы начали уже сегодня. Также в ближайшей перспективе - расширение ассортимента шин для легких грузовиков. Будут продолжены разработки по снижению сопротивления качению шин, повышению сопротивления истиранию протектора, комфорта и безопасности при эксплуатации.
Также стоит задача ускоренно перейти на импортозамещение. Появляется необходимость создания отечественных аналогов импортного сырья. Эта работа активно ведется научно-техническим центром "Кама". Так, совместно с ОАО "Нижнекамскнефтехим" разработан инновационный вид каучука, удовлетворяющий самым современным требованиям.
Как известно, "Татнефть" - социально ориентированная компания. Как это проецируется на коллектив шинного комплекса?
В 2015 году будут продолжены социальные программы. 11-тысячный коллектив - главное наше достояние. Чтобы люди трудились с желанием и большей отдачей, созданы комфортные условия труда, обеспечивается хороший пакет социальных льгот и услуг. Социальные объекты приведены к высоким стандартам Компании "Татнефть". Модернизация производства улучшила условия труда, сделала работу шинников более привлекательной для молодежи. Успешно решается вопрос обеспечения работников жильем. С 2005 года квартиры получили более 2 тысяч семей работников комплекса.
Приоритетные для нас направления - охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Эффективность работы в сфере экологической безопасности производства подтверждена результатами инспекционных экологических аудитов и победами наших предприятий в тематических конкурсах. ОАО "Нижнекамскшина" стало победителем Х Всероссийского конкурса "Лидер природоохранной деятельности в России 2014 года", а также признано лучшим предприятием во Всероссийском конкурсе "100 лучших предприятий и организаций России - 2014" в номинации "Лучшее предприятие в сфере экологии и природоохранной деятельности".
В сегодняшних условиях для нас, для благополучия наших работников, а также жителей Нижнекамска главное - это не только сохранить имеющийся потенциал, но и воспользоваться определенными преимуществами для укрепления наших позиций на шинном рынке. Для этого у нас есть все необходимое.
Фото: chemistry.tatneft.ru
Колеса.ру