← Безопасность и страхование

Дальнобойщик сутки просидел в грузовике у поста ГАИ, отказавшись от взвешивания

Около суток продолжалась "дискуссия" между водителем автомобиля "МАЗ", перевозившего цемент, и представителями ГИБДД у поста весового контроля на выезде из Набережных Челнов. Все это время водитель не покидал свою кабину, а вскоре на подмогу ему прибыли адвокат и жена, которая расцарапала лицо инспектору ГИБДД. Впрочем, сутки в кабине - не рекорд: в 2010 году водители другой транспортной компании на этом же весовом посту прожили в грузовиках месяц, доказывая свою правоту.

По словам командира батальона ДПС ГИБДД г. Набережные Челны Дмитрия Ушакова, около 9 часов утра 20 февраля водитель автомобиля "МАЗ" с полуприцепом Олег Г., следуя из Альметьевска с грузом (цемент), проехал мимо весового контроля на посту "Тула-2", что на въезде в город со стороны Нижнекамска. На следующем весовом контроле, перед мостом через реку Кама, в динамическом режиме был выявлен перегруз на вторую ось в 464 кг. Ему предложили пройти контрольное взвешивание в статическом положении. Но он проехал дальше, не останавливаясь. Об этом было сообщено на пост "Тула-1", который на выезде из города. Там "МАЗ" остановили и снова предложили пройти взвешивание, но дальнобойщик не захотел этого делать. Более того, для оформления протокола отказался выходить из кабины. Где и провел ровно сутки. Вышел он только когда на место происшествия утром следующего дня прибыл заместитель прокурора города. И уговоры начались снова. Кроме представителей власти и водителя в этой дискуссии на обочине дороги принимали участие жена дальнобойщика и вызванный им юрист.
- Он через знакомых адвокатов нашел мой телефон и позвонил мне, потому что я занимаюсь делами об административных правонарушениях, - говорит юрист Иван Кулин. - Вчера он не захотел выходить из машины. По сути, сотрудники ГИБДД должны были составить протокол о задержании. Но они сказали, что не будут этого делать, пока водитель не выйдет из кабины. В итоге мы ни к чему не пришли, и я уехал домой ночевать.
Тут получилась такая правовая коллизия: инспектора ГИБДД обязаны составить протокол, а водитель имеет право не выходить из машины.
И поэтому он и провел в кабине своего грузовика сутки. С одной стороны, требование пройти взвешивание законно, но с другой стороны, при каких обстоятельствах это все происходит: удержание документов, незаконное лишение свободы... Это все можно обжаловать в суде.
Приехавшая к Олегу вечером из Альметьевска жена привезла продукты и попыталась вызволить мужа. Без скандала, естественно, не обошлось. В его ходе женщина поцарапала лицо инспектору ДПС.
chelny2.jpg
Уже в присутствии заместителя прокурора дальнобойщику снова предложили пройти взвешивание. Но он заявил, что не может этого сделать, так неисправна машина. Тогда предложили затащить ее на весы с помощью жесткой сцепки, но опять проследовал отказ. Так в пустых уговариваниях и отказах прошло более часа. В беседе с корреспондентом "Челны ЛТД"
Олег сказал, что не доверяет челнинскому весовому контролю, а из кабины не выходил, потому что боялся противоправных действий в отношении себя.
Наконец, водителя убедили. И машина завелась нормально, и на весы он все же заехал. На этот раз в статическом положении перегруз на вторую ось составил 766 кг. В таком случае предлагается перераспределить груз равномерно, чтобы устранить перегруз оси. Но без крана сдвинуть полутонные кули с цементом было невозможно. Тогда предполагается второй вариант. Составили протокол, согласно которому насчитали сумму компенсации уже нанесенного и предполагаемого вреда дорожному покрытию при дальнейшем движении. Так как в Ижевске, куда должен был доставлен груз, от него уже отказались, Олег собрался возвращаться обратно в Альметьевск. С учетом расстояния от Альметьевска до Челнов и обратно насчитали сумму в 3254 рубля. Он заплатил, и инцидент был исчерпан. Но, дальнобойщик намерен обжаловать действия сотрудников ГИБДД в суде. В свою очередь ГИБДД направляет в следственный комитет заявление на его жену за "применение насилия в отношении представителя власти". Так что главным действующим лицам этого происшествия, судя по всему, предстоят встречи не только на дорогах, но еще и в суде.
Кстати, за челнинским весовым контролем давно закрепилась репутация "черной дыры". И хотя посты весового контроля (ПВК) на дорогах дальнобойщики в принципе называют "черными дырами", самая черная, по их мнению, находится на федеральной трассе М-7 при въезде в Набережные Челны на посту "Тула-1".
"Проехали пол-страны, везде проходили весовой контроль и нигде нас не останавливали, а в Набережных Челнах весы почему-то показывают перегруз",
- жалуются многие водители дальнобойных грузовиков. Естественно, за перегруз приходится платить так называемый компенсационный ущерб. Не все дальнобойщики с этим согласны, но попытки оспорить показания челнинских весов и действия инспекторов пока успехом не увенчались. На все-то у них есть соответствующая "бумажка" или ссылка на документ, будь то внутренняя инструкция, пункт ПДД или статья федерального закона.
Самый громкий случай произошел два года назад. 6 января 2010 года на ПВК "Тула-1" был взвешен грузовой автомобиль "МАN" Алтайской транспортной компании. За превышение допустимой нагрузки на ось нужно было заплатить компенсационный ущерб. Но дальнобойщики категорически отказались, утверждая, что, загрузившись в Москве, они прошли весовые посты в Нижнем Новгороде, в Чебоксарах, в Казани, и всё было в норме. Водители, два брата, забаррикадировались в своей машине, подали заявление в местную прокуратуру и стали ждать суда. Так
алтайцы прожили рядом с челнинскими весами больше месяца, пока шла судебная тяжба, которую они в итоге проиграли.
Челнинский городской суд признал действия Управления ГИБДД МВД РТ законными. Дальнобойщики вынуждены были сдаться. С подачи обозревателя "Новой газеты" Юрия Гейко, который в своей статье  "Гаишники берут взятки тоннами" изобличал беззаконие и тотальный грабёж на российских дорогах, этот случай прогремел на всю страну.
8 марта уже текущего года в аналогичную историю попали дальнобойщики из Иркутской области на грузовике "Freightliner". На указанном посту им было предложено выложить за перегруз "астрономическую" сумму - 15 тысяч рублей. Посчитав это вымогательством, водители наотрез отказались платить. Тем более, что до этого они без всяких проблем прошли весовой контроль в Казани. А на руках у них были документы, свидетельствующие, что общая масса их фуры не превышает 35500 кг при допустимых 40 тоннах. А челнинские весы показали 40960 кг. Машину отказников загнали на штрафстоянку и изъяли водительское удостоверение. В ответ они, а также задержанный по той же причине водитель "МАЗа" из Уфы, написали заявление в прокуратуру с просьбой "провести проверку деятельности пункта весового контроля "Тула-1", где постоянно требуют взятки с водителей". Также задержанные дальнобойщики требовали создать комиссию и провести контрольное взвешивание. Однако очень скоро поняли, что никто этим заниматься не будет.
- Весы имеют свидетельство о поверке от 30 января 2012 года, - объяснил тогда госинспектор отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД по РТ подполковник полиции Константин Илюхин. - Кроме того, регулярно от РГУ БДД ездит машина и проверяет весы контрольным грузом. Так что насчет их точности у нас сомнений нет.
Не согласившихся заплатить сразу требуемую сумму дальнобойщиков пустили по "кругу". Теперь, чтобы устранить причину задержания, сибиряки должны были получить спецпропуск для проезда по федеральным дорогам в соответствующем федеральном учреждение "Волговятскуправтодор", где им насчитали около 20 тысяч рублей. Водитель, у которого изъяли права, должен был явиться в местный отдел ГИБДД, где на него составили протокол за езду без соответствующих документов на груз - штраф 2500 рублей. При этом, уже насчитанный компенсационный ущерб никто не отменял. Ситуацию усугубило и то, что эти дни были выходными. Поэтому "гостям" пришлось проторчать в Челнах трое суток. Из них две ночи удалось провести в машине - для обогрева сожгли впустую почти 200 литров солярки. Третью ночевку на стоянке им запретили, вспомнив про инструкцию. "Это, наверное, в отместку за то, что мы в прокуратуру обратились", - сделали вывод водители. Пришлось снять квартиру на сутки - это еще полторы тысячи рублей. Также придется оплатить двое суток пребывания машины на штрафстоянке. А сколько ушло на телефонные переговоры и на такси во время их мотания по Челнам, невольные гости города и не считали. По их словам, нигде более униженными, бесправными и беспомощными, как здесь, они себя не чувствовали. А "мораль", судя по всему, такова: вот заплатили бы сразу, и не имели бы проблем.
И вот новый случай, после которого репутация "черной дыры" за челнинским постом весового контроля по всей видимости только укрепится.
Фото: chelnyltd.ru
Челны Лтд.