← Автомобильные грузоперевозки

Зимник. Дорога жизни

Водитель "Урала" Николай Саитов, профессионал высшего класса, зарабатывает свой хлеб доставкой товаров в отдаленные фактории Ямала. Ранним утром 17 февраля на стареньком (1990 года выпуска) грузовике он вместе с журналистом газеты "Красный Север" отправился по маршруту Лабытнанги - Паюта - фактория Юдаинто. Вся дорога - 400 километров по зимнику...

Потом журналист Александр Бейфус признался, что после этой поездки все его предыдущие экстремальные путешествия показались легкой прогулкой на велосипеде по набережной окружного центра. Но сначала было просто... скучно.
Скучно стало в первый же час: солнечно, идеальный зимник, прекрасные горные пейзажи Приуралья. Так прошло еще два часа и сто километров пути. Но вдруг - о счастье репортера! - нам навстречу выбежал из-за стоящей на обочине грузовой машины мужчина: "Выручайте! Надо продернуть задние колеса, мост снесло:"
Надо так надо. Подъезжаем, цепляем тросом колесо прицепа, тянем-потянем. Не получается. Меняем трос, цепляем другое колесо. Тщетно. Водители на одном понятном только им языке проводят совещание. Всё ясно: дергай-крути, всё одно бесполезно - нужен подъемный кран. Прощаемся, желаем удачи, обнадеживаем пострадавшего тем, что час назад обогнали по дороге едущий в эту сторону автокран.
Через 500 метров видим съехавший с дороги на обочину и основательно зарывшийся в снег другой грузовик. Спешим на помощь.
- Представляете, - говорит горемыка, - выронил изо рта сигарету, нагнулся поднять, бац  - и в канаве!
Николай молча цепляет за фаркоп заранее подготовленный трос и начинает тянуть. Рядом тормозят еще два авто, не потому, что им помешали проехать, а на случай если вдруг понадобится дополнительная помощь.
В тундре никто и никогда не проедет мимо стоящей на обочине машины, мало ли что у человека случилось... Это святое шоферское правило.
Радость фотаря была недолгой - снова дорога, дорога, дорога и никаких "горячих" кадров. Через 12 часов пути (330 километров) с зимника предстояло свернуть в тундру и уже без дороги, по навигатору, пройти (именно пройти) на "Урале" 18 километров. Спустя первые четыре часа Николай радостно сообщил: "Половина позади!", чем окончательно разбудил меня. Разлил по кружкам кофе, достал бутерброды - начался то ли ужин, то ли завтрак...
Авто медленно ползло по заснеженной тундре, руки водителя были заняты едой, да и зачем держать баранку на скорости два километра в час.
Затем организм потребовал выйти из кабины на мороз. О счастье! Как я его благодарил! Лобовое стекло было покрыто изморозью, и что творилось за пределами салона,  а тем более в небе, толком видно не было, а тут - северное сияние во всей красе!!!
Далее - фактория, теплый прием и горячий чай, строганина, уха из щуки, сладкий сон после 14 часов в кабине "Урала".
Выезжать решили в 10 утра. Но ни в 11, ни в 12 завести машину не удалось - минус 39  с шквальным ветром превратили ее в неприступный монумент. Только не для Николая. Он открыл капот и почти скрылся целиком в чреве моторного отсека.
Сквозь вой ветра доносились клацанье и русские непереводимые слова. Затем в ход пошло самое страшное оружие шофера - паяльная лампа и совковая лопата. Этими нехитрыми приспособлениями, которые есть в арсенале любого дальнобойщика, он всё-таки разогрел душу господина "Урала". Что-то крутанулось, что-то чихнуло, выхлопная пустила пару колец, и непослушная махина ожила. На это потребовалось всего-то семь часов.
Пока мы (буду честен - Николай один, я ему только мешал) уговаривали наш грузовичок вернуть нас в цивилизацию, на часах нарисовалась цифра 19. А что дальше? Дальше он, водитель грузовика, махнул рукой и (что-то мне это показалось до боли знакомым) сказал: "Поехали!.." Мы отправились в обратный путь.
Такой метели на дороге никогда не встречал:  сплошное белое непроглядное месиво, видимость три-четыре метра. Находить зимник удавалось лишь по фишкам со светоотражателями, установленными дорожниками вдоль обочин. 200 километров от фактории до Паюты Приуральского района (метель не прекращалась ни на минуту) мы ехали 12 часов, но тут началось самое "интересное".
Перед поселком увидели лежащим в кювете колесами вверх "наливник", в простонародье - бензовоз. Потом еще две перевернутые тяжеловесные машины. Пять-шесть груженых грузовиков с прицепами буквально сложились вдвое и сползли с дороги в кювет. А на 120-м километре зимника у железной дороги на Бованенковское месторождение и вовсе скопление машин. Один "КамАЗ" заглох, в него врезался другой.
Пока мужики разбирались, перекрыв зимник, их машины занесло метровым слоем снега. Образовавшийся сугроб рос на глазах, стремительно увеличивался поток машин в пробке. В течение часа в снежном плену было уже три десятка грузовиков.
- Если постоим еще полчаса, - размышлял Коля, - то застрянем здесь на пару суток.
Он врубил все три моста, пониженную скорость и смело повел своего "старичка" прямо на сугробы. Лавируя (сильно сказано!) между засевшими в снегу машинами, мы, с дикой пробуксовкой, всё-таки преодолели за час эту ловушку. Остальные 100 километров прошли без приключений.
Что удивило и что не порадовало.
Зимник длиною 400 километров. Есть несколько парковок, где можно остановиться для отдыха. На одной даже стояли две бочки для мусора. Ни на одной нет туалета, места для согрева и уж тем более сна.
Столько машин в серьезной аварии. Ни полиции, ни МЧС, ни медиков. Возможно, именно в этот день так получилось (хотя это были вторник-среда), лично я мало в это верю. Водитель на зимнике (здесь и сейчас) может рассчитывать только на себя либо на коллегу по цеху, увы. Очень хотелось бы ошибиться.
Транспорта, как ни странно, на зимнике довольно много, даже поезда встречаются. Главная задача зимника - доставка оборудования и материалов на Бованенково и в Новый Порт.
Николай Саитов за три десятка лет исколесил на тяжеловесах всех марок почти всю Россию-матушку от Питера до Иркутска и от Астрахани до Краснодара. В чеченскую кампанию за два года на бронетранспортере намотал тысячи километров по Кавказу. Два ДТП - царапина на авто и мятый бампер, ни одной жертвы. С таким парнем - хоть в кругосветку!
Фото: dpclub.ru
Красный Север