Экономическая и политическая ситуация в стране, несомненно, сказалась и на рынке логистических услуг. Из ключевых тенденций ушедшего 2014 года специалисты отмечают снижение объемов импорта из Европы (до 40 %), связанное с введением санкций, а также стремительное ослабление рубля. Крупные и средние игроки рынка теперь и не мечтают о развитии. Главное для них сейчас - удержать позиции: поставки упали на 50 - 100 %.
Несмотря на традиционное оживление грузопотоков в декабре, годовые результаты деятельности перевозчиков вряд ли можно назвать оптимистичными.
- Основное препятствие - курс доллара, - рассказывает и.о. компании "Вавилон Групп" Владислав Лавренцов, - причем роль здесь играет даже не столько скачок стоимости валюты, сколько динамика ее колебаний. Приходится закладывать на скачки курса большие средства, что ложится порой непосильными тратами на компании.
Есть и другая проблема - повышение тарифов на услуги РЖД на 10 %. Мало этого, растут амбиции субподрядчиков. Коммерсанты, совершающие погрузочно-перегрузочные, уборочные и другие работы, попросту воспользовались ситуацией и накрутили расценки на свои услуги.
- Перевозки по морю стали в разы дороже, - говорит председатель регионального отделения "Деловая Россия" Владимир Шеянов. - Помимо того, что нужно оплатить железнодорожный тариф за перевозку контейнера, существуют различные платежи за растаможку и др. оплаты - они выросли на 100 %. Я понимаю, что скачок доллара сказался на инфляции, но не до такой степени, чтобы потребитель почувствовал на себе все риски.
Еще одной глобальной тенденцией можно считать переориентацию транспортно-логистических схем на Дальний Восток. Изменения продиктованы как внешнеполитической ситуацией, так и желанием торговых и других компаний осваивать дальноевосточный регион.
Так,
по данным Минтранса, автомобильные грузоперевозки крупными и средними компаниями в январе - сентябре 2014 года сократились в пяти федеральных округах из восьми.
При этом они выросли в Центральном федеральном округе на 3,9 % (к трем кварталам 2013 г.), в Сибирском - на 0,5 % и Дальневосточном - на 15 %. Объемы отправок по железной дороге в направлении портов Дальнего Востока также выросли к концу 2014 года - на 12 % по сравнению с предыдущим годом.
Пока у логистов пессимистическое настроение и вероятность превращения Владивостока в крупнейший транспортный узел вызывает у них сомнение. Объем перевозок уменьшился, техника простаивает, следовательно, и цена на грузоотправления растет. Не забываем про повышение цен на топливо, увеличение стоимости валютного лизинга и нежелание грузоотправителей платить больше - получаем самый настоящий кризис в сфере логистики. В выигрыше останутся только те компании, которые предлагали клиентам сопутствующий комплекс. Например, придумывали новые схемы перевозок, оптимизирующие затраты, помогали решать проблемы с хранением, таможней и т.д.
- Сейчас многие экспедиторы и перевозчики живут за счет накопленного "жирка" в предыдущие "тучные" годы, - объясняет генеральный директор ReLog Виктор Ерукаев. - Во второй половине года я прогнозирую массовое закрытие компаний-перевозчиков. С точки зрения стратегической экономики этот процесс отрицательный, потому как
консолидация рынка ведет к повышению тарифов. Чем меньше игроков на рынке, тем проще им договориться по стоимости услуг.
Консолидация, а следом и монополизация рынка выйдет боком и для обычных потребителей.
- Сроки поставок товаров будут увеличиваться, - уверяет Владислав Лавренцов. - Подвижные железнодорожные составы, морские контейнеры, пароходы будут не полностью заполнены, следовательно, формироваться будут с опозданием. Некоторые линии начнут отказываться от части рейсов, следовательно, возрастет срок доставки.
Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. А пока логисты ищут пути выживания на рынке в новых реалиях, перевозки будут дорожать. Затраты заказчики обязательно включат в стоимость товара.
Фото: vladivostok.gs