← Топливо, масла и автохимия

Китайцы зальют Новосибирскую область собственным топливом

Владельцы небольшого новосибирского нефтеперерабатывающего завода "ВПК-Ойл" договорились с китайской госкорпорацией о сотрудничестве. Китайцы оплатят расширение мощностей производства в 3,5 раза и строительство новых АЗС, покусившись на позиции "Газпромнефть-Новосибирск" в регионе.

На бумаге проект выглядит очень привлекательно, но на деле рискован, отметили эксперты. Китайцы - крайне жесткие переговорщики, малейшая уступка в контракте - и можно не только понести убытки, но и потерять бизнес.
Соглашение о сотрудничестве между акционерами нефтеперерабатывающего завода "ВПК-Ойл" и китайскими госкорпорациями Shanghai Hoto Engineering Inc и China Machinery Industry Construction Group Inc был подписан недавно в облправительстве.
По словам гендиректора "ВПК-Ойл" Сергея Тумашова, у предприятия уже есть площадка 40 га для строительства.
Документ предполагает увеличение мощности предприятия с нынешних 500 тыс. тонн в год до 1,8 млн тонн в год. На заводе будет производиться топливо по стандартам "Евро-4" и "Евро-5". Для продажи топлива "ВПК-Ойл" намерен расширить сеть собственных АЗС "Стандарт".
По словам Тумашова, новые АЗС будут развиваться в Новосибирской, а также Омской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. Количество рабочих мест увеличится в разы - с нынешних 270 человек до 1000. Налоговые отчисления и фонд заработной платы возрастет пропорционально, сейчас фонд составляет 115 млн руб. в год, сообщил Сергей Тумашов.
По данным справочника 2ГИС,
сейчас в Новосибирске работают 7 АЗС "Стандарт". У лидера рынка, "Газпромнефть-Новосибирск" их 55.
Расчетный объем инвестиций, уточнил новосибирский вице-губернатор Сергей Сёмка, - около 0,5 млрд долл. По словам Тумашова, речь идет о проектном финансировании - средства будут предоставлены китайской стороной, какой-либо залог со стороны "ВПК-Ойл" не требуется. Ориентировочный срок реализации проекта - 5 лет.
"Инициатором проекта стали учредители ВПК-Ойл", - рассказал Сергей Семка. По его словам, ВПК-Ойл обратилась в министерство энергетики Китая, и китайские чиновники заинтересовались. Генеральным контрактором (сторона, которая несет ответственность за выполнение работ и услуг по контракту. - Я.Я.) стала China Machinery Industry Construction Group Inc, функции генерального проектировщика доверены Shanghai Hoto Engineering Inc.
Проект "ВПК-Ойл" повлияет на позиции "Газпромнефть-Новосибирск" на местном рынке, предполагает гендиректор сети АЗС "Беркут" Михаил Сенчук. По его мнению, это произойдет даже в том случае, если "ВПК-Ойл" не станут строить сеть заправок, а будут продавать топливо оптом.
Сейчас, по его подсчетам, не менее 70 % поставок топлива на новосибирские АЗС обеспечивает "Газпромнефть-Региональные продажи", лишь треть приходится на мелких поставщиков.
В "Газпромнефть-Новосибирск" запрос НГС.БИЗНЕС оставили без ответа.
"Если "ВПК-Ойл" достигнет заявленных объемов переработки, то ее сеть заправок может стать реальной альтернативой рознице "Газпромнефти-Новосибирск", позиции которой на местном рынке чрезвычайно сильны", - соглашается бывший владелец сети заправок "Трансервис", предприниматель Александр Бойко. Однако он считает, что компании смогут договориться. Исходя из логистики, "Газпромнефть-Новосибирск", по его мнению, больше заинтересована в сбыте на территориях западнее Омска, где расположен омский НПЗ, а для "ВПК-Ойл" интересно осваивать территории своего региона, а также соседних Алтая, Кузбасса.
"Внешне проект очень привлекательный - масштабная программа развития, внушительный объем инвестиций, но есть и риски", - оценил Бойко. По его словам, за последние годы стиль работы китайских компаний изменился - благодаря сотрудничеству с западными странами китайцы научились скрупулезно выполнять все условия контракта.
"На первый взгляд, работать с ними комфортно - но не дай бог если какая-то мелочь в контракте не отражена. Можно не только попасть на деньги, но и лишиться бизнеса. А у нас есть национальная черта - сначала хлопнуть по рукам, а затем улучшать проект", - отметил он.
Лишь малая толика громко анонсированных проектов, в том числе и в нефтепереработке, доходит до стадии реализации, замечает гендиректор "Сибирской юридической компании" Сергей Карпекин. "На стадии соглашения о сотрудничестве выглядит все гладко, но стоит детально заняться проработкой, как обнаруживаются различные подводные камни - неучтенные риски, проблемы с дистрибуцией, поставкой сырья и т.п.".
Проект Пойманова с китайцами - далеко не первый громкий проект нефтепереработки в регионе. Карпекин вспоминает, как в начале "нулевых" новосибирские предприниматели, тогдашние владельцы Верх-Тарского нефтяного месторождения, обсуждали проект строительства НПЗ: "Проектом заинтересовался один из американских инвестиционных фондов и готов был финансировать, но, увы, планам не суждено было сбыться, впоследствии месторождение было продано одной из ВИНКов".
Китайцы - крайне жесткие переговорщики, никогда не дадут денег, не заручившись железобетонными гарантиями возврата собственных средств, отмечает один из участников рынка, попросивший не указывать его имени. Региональное правительство крайне заинтересовано в реализации проектов на территории области и всеми силами стремится помочь процессу, но реальных финансовых рычагов у него нет. "Так что документ, который подписали новосибирские предприниматели с китайцами, - не более чем предварительные ласки, впереди еще очень много работы", - подытоживает эксперт.
Справка:
ООО "ВПК-Ойл" - учреждено в 2005 году, уставной капитал - 273,6 млн руб. По итогам 2013 года выручка - 4,9 млрд руб., чистая прибыль - 100,6 млн руб. Учредители - 45 % - закрытый паевой инвестиционный фонд прямых инвестиций "Инфраструктура", 55 % - ЗАО "Ойл-Логистик". China Machinery Industry Construction Group Inc - основана в сентябре 1953 года, крупнейшая строительная госкорпорация Китая. Более 10 тыс. сотрудников. Shanghai Hoto Petrochemical Engineering Co., Ltd специализируется на "технической поддержке и управленческих услугах" для переработки нефти и нефтехимии.
Фото: business.ngs.ru
НГС.Бизнес