← Автомобильные грузоперевозки

В Литве не хватает водителей

Статистика говорит о том, что уровень безработицы в Литве составляет почти 10 проц. 175 000 жителей Литвы не могут найти работу. И всё же есть профессия, которая в последнее время стала очень востребованной. Настоящие профессионалы своего дела в ней - в дефиците.

Милда Янкаускене, старший специалист отдела коммуникации Биржи труда Литвы (БТЛ), уточнила, что очень не хватает водителей международных рейсов. Востребованность представителей этой профессии постоянно растёт. В 2013 г. работодатели заявили 9,7 тыс. свободных рабочих мест, а в 2014 г. это число выросло почти до 11 тыс.
В этом году было зарегистрировано 2,2 тыс. свободных рабочих мест для водителей международных рейсов, 905 из них всё ещё не занято.
В прошлом году основную часть объявлений о вакансиях для водителей международных рейсов в базу данных БТЛ внесли работодатели из Вильнюса. Объявления транспортных компаний, зарегистрированных в столице, составили 40 проц. от общего списка свободных рабочих мест. Людей, способных управлять тяжеловесной техникой, очень не хватает в Шяуляй (15 проц. от общего количества объявлений) и в Каунасе (почти 10 проц. всех объявлений). Несмотря на то, что Клайпеда - город, который сочетает в себе морской и сухопутный транспорт, потребность в водителях международных рейсов в этом городе немного меньше. В Клайпеде, а также в Тракай, предложения о работе для представителей этой профессии составили 5 - 6 проц. от общего числа объявлений.
В Шальчининкайском, Вильнюсском и Паневежском районах в водителях-профессионалах нуждалось 2 -3 проц. работодателей.
Говорить о существенных изменениях или перераспределении рынка не стоит - в последние годы эта тенденция остаётся практически без изменений.
О том, на каких финансовых условиях работодатели принимают водителей на работу, как правило, умалчивается (согласно статьям трудового договора о конфиденциальности). Но
зарплата водителей, которую работодатели указывают в своих объявлениях, составляет примерно 380 евро (за исключением суточных, которые выплачиваются водителю за время работы за границей).
Кстати, 95 состоящих на бирже труда безработных водителей хотели бы работать водителями C, CE категорий, но большинство из них не соответствуют требованиям работодателей - у них нет опыта, нет необходимых сертификатов (например, сертификата для перевозки опасных грузов по международным маршрутам).
Но если не хватает литовских водителей - не займут ли их место "импортные" водители из дальнего или ближнего зарубежья? Многие говорят, что иностранные водители - более дешёвая и не такая требовательная рабочая сила. По данным биржи труда, количество трудовых разрешений, выдаваемых для граждан из третьих стран, зависит от положения на рынке труда. Трудовой рынок регулируется в соответствии с законодательством.
Разрешения на трудоустройство граждан из третьих стран выдаются тогда, когда территориальная биржа труда не может предложить работодателю сотрудника соответствующей профессии, которому такое разрешение не требуется. Работодатели регистрируют свободные рабочие места и указывают квалификационные требования к претендентам, желающим занять то или иное рабочее место. На следующем этапе проводится отбор кандидатов, с учётом требований работодателей (наличия соответствующей квалификации, навыков, опыта и т.д.)
Если подходящего работника невозможно найти в Литве, то спустя месяц со дня объявления о вакансии, работодатель может подавать заявку на трудоустройство иностранца.
Если работодатель хочет трудоустроить больше, чем пять иностранцев с одной и той же квалификацией, он обязан заранее (за 3 месяца до подачи заявления о трудоустройстве иностранцев) предъявить территориальной бирже труда дополнительную информацию о такой необходимости. Чтобы была удовлетворена потребность в квалифицированных сотрудниках, в 2014 г. биржа труда выдала 4316 разрешений на трудоустройство граждан из третьих стран (80 проц. от общего числа всех разрешений на трудоустройство иностранцев). Основное количество разрешений было выдано гражданам Украины, Беларуси и Молдавии. Количество иностранной рабочей силы постоянно растёт - в 2013 г. было выдано 3827 разрешений на трудоустройство граждан из третьих стран (76 проц. от общего числа всех разрешений на трудоустройство иностранцев). Два года тому назад большинство работавших в Литве иностранцев были гражданами Украины и Беларуси.
Можно предположить, что работодатели склонны принимать на работу граждан из этих стран потому, что они знакомы со спецификой работы на европейском, российском и азиатском рынке. Многие компании поддерживают деловые отношения с партнёрами из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана. Им удобно работать с водителями, у которых есть визы этих стран. Гражданам Литвы получить визу Казахстана или Узбекистана довольно сложно.
Фото: hoptrans.lt
Cargonews