Несмотря на то, что "калибр" Польши и Литвы отличается, в экономике обеих стран транспорт занимает значительное место. После того, как между Россией и странами Европейского Союза разразилась война экономических санкций, транспортная отрасль обеих стран понесла миллионные убытки. Вильнюсские и варшавские политики сообщили, что намерены помочь своим перевозчикам, однако продемонстрировали разные подходы к решению создавшейся проблемы.
Литовские перевозчики создают примерно 13 проц. валового внутреннего продукта (больше всех в Европе), а транспортники соседней страны - примерно 7 - 10 проц. ВВП. В Польше международными перевозками занимается 25 - 30 тыс. компаний перевозчиков, если к ним добавить компании, работающие на внутреннем рынке, общее число превысит 70 тыс. В польском транспортном секторе занято почти 500 тыс. человек. Между тем в Литве работает примерно 6700 компаний перевозчиков, однако последствия экономической войны между Россией и ЕС практически несопоставимы - убыток литовских перевозчиков составляет примерно 200 млн евро.В течение последних пяти месяцев 2014 г. ущерб польского транспортного сектора составляет примерно 60 млн евро.
В обеих странах руководители транспортных компаний опасаются волны банкротств предприятий, но несмотря на эту общую проблему, подход к её решению в Польше и в Литве принципиально отличается.
"Спасательный круг" на 500 млн евро
Польские власти недавно объявили о своём намерении предоставить финансовую помощь тем отраслям экономики, которые наиболее пострадали от последствий российского эмбарго. В список наиболее пострадавших попали не только польские фермеры, но также и польские перевозчики. Польские власти сумели принять антикризисный закон, в котором разработан механизм предоставления финансовой поддержки. Согласно закону, в помощь пострадавшим намечается выделить 500 млн злотых (примерно 120 млн евро).
Транспортники, которые работали с Россией, уже получили точные инструкции, каким образом они могут воспользоваться финансовой помощью и как для этого правильно заполнить заявки.
Если транспортная компания сумеет доказать, что в течение трёх месяцев (начиная от 6 сентября 2014 г.) объём её продаж сократился не менее, чем на 15 проц., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, она имеет право обратиться за финансовой помощью (субсидиями для выплаты зарплат, уплаты налогов и финансирования обучений).
Создатели антикризисной программы прогнозируют, что эти меры должны помочь сохранить рабочие места. Судя по сообщениям в польских СМИ, эта программа действует и даёт ощутимые результаты. По данным Министерства труда и социальной политики, в марте субсидии помогли сохранить более чем 330 рабочих мест.
Заявку на предоставление субсидии (вместе с другими необходимыми документами) нужно отправить в воеводство по месту регистрации компании. Если заявка будет одобрена, компании придётся заключить соответствующий договор с начальником областной администрации или мэром города. Согласно договору, компании будет предоставлено дополнительное финансирование, которое поможет решить проблемы, связанные с российским эмбарго. Компания также сможет рассчитывать на финансирование обучений её сотрудников, которые были приняты на работу в период экономического кризиса.
В польской антикризисной программе дополнительные выплаты на содержание сотрудников предусмотрены на 6 - 12 месяцев со дня заключения договора.
Предприниматели, которые пострадали от ограничений на экспорт в другие страны, могут рассчитывать на финансовую поддержку в течение 2015 - 2017 г.г., а договоры на финансирование обучения сотрудников могут быть заключены до 31 декабря 2016 г. Это значит, что до указанного срока должны быть представлены соответствующие заявки.
Механизм распределения субсидий
На какую финансовую поддержку могут рассчитывать предприниматели? Программой предусмотрено покрытие пособия по безработице (в зависимости от размера социальных выплат, положенных сотруднику, программа может покрыть до 100 проц. пособия по безработице). Эта сумма, с учётом зарплаты, которую платит работодатель, не может быть меньше, чем установленная государством минимальная зарплата. Кроме того, работодателю полагаются субсидии на оплату взносов в систему социального страхования.
Следует отметить, что в данное время в Польше пособие по безработице составляет 381,10 злотых (210 евро). К этой сумме нужно добавить 113,94 злотых (27 евро), т.е. 13,71 проц. от суммы пособия по безработице (эта сумма также равна взносу в систему социального страхования, которую обязан платить сотрудник). Поэтому полученная сумма - 945,04 злотых (228 евро) - это сумма брутто, которую получить работодатель, и которую он будет обязан выплатить своему штатному сотруднику, работающему на полную ставку.
Но следует не забывать о том, что размер субсидий рассчитывается для каждой отдельной компании - он зависит от характера деятельности и степени риска компании. Это значит, что когда степень риска компании составляет 1,86 проц., её руководство за одного сотрудника может получить финансовую поддержку в размере 1116,29 злотых (269 евро).
Если говорить о субсидиях на обучение сотрудников, то субсидии покрывают 80 проц. затрат на обучение одного сотрудника, но сумма субсидий не может превышать 300 проц. средней заработной платы за предыдущий квартал (размер средней зарплаты объявляет Центральное бюро статистики).
Литовская версия
Ассоциация "Linava" ещё в августе прошлого года обратилась к Правительству Литвы с просьбой рассмотреть возможность временного субсидирования заработной платы. Если бы эта просьба была удовлетворена, руководители транспортных компаний могли бы сократить число расторгнутых трудовых договоров, у них также могла появиться возможность временно не руководствоваться положениями постановления правительства о методике вычета командировочных расходов из доходов компании. Ответ властей был "адекватен" экономической пользе, создаваемой транспортниками - им показали комбинацию из трёх пальцев.
В своём официальном ответе на просьбу "Linava" Министерство финансов чётко и кратко объяснило - просьба отклоняется, так как в бюджете страны средств на субсидирование заработной платы нет. Вторую часть просьбы "Linava" министерство также отклонило - для этого нашлось постановление правительства № 99 от января 2003 г., в котором утверждена куда более "важная" задача - приостановить попытки заменить зарплату на необлагаемые налогами командировочные.
Альгимантас Кондрусявичюс, бывший в то время президентом ассоциации, представил премьер-министру Литвы ещё один пакет предложений, как можно было бы амортизировать последствия войны экономических санкций. В обращении к премьер-министру была изложена просьба рассмотреть возможность поручить Министерству труда и социального страхования обратиться в Европейский фонд адаптации к глобализации по поводу финансовой поддержки сотрудников компаний, потерпевших от санкций. А. Кондрусявичюс указывал на изменившиеся с 2003 года обстоятельства: массовое прекращение перевозок в Россию повлекло за собой огромные материальные убытки перевозчиков. Премьер-министру также была адресована просьба предоставить возможность потерпевшим от санкций транспортным компаниям получить одноразовую субсидию на покрытие двухмесячных лизинговых взносов.
К сожалению, ко всем этим просьбам литовское правительство осталось глухо.
Фото: truck-spotters.eu