← Автомобильные грузоперевозки

Росавтодор хочет "сбалансировать структуру перевозок"

Глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил в Ростове, что система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн позволит компенсировать ущерб, который большегрузы наносят дорожному покрытию. В перспективе подобная система может быть запущена и для дорог регионального значения.

Для реализации проекта без проведения конкурса была выбрана компания ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (ООО "РТИТС"). В августе 2014 г. между компанией и Росавтодором на 13 лет было заключено концессионное соглашение, не предполагающее участие федерального бюджета.
Генеральный директор ООО "РТИТС" Александр Советников рассказал, что для реализации проекта компания открыла "Газпром банке" кредитную линию в 27 млрд руб. Деньги пойдут на создания самой системы взимания платы, а также на ее содержание на первоначальном этапе.
По словам Романа Старовойта, установленный правительством РФ тариф на проезд большегрузов по федеральным дорогам составляет 3 руб. 73 коп. за 1 км.
"Неделю назад от минэкономики РФ поступило предложение снизить эту сумму. Сейчас минтранс готовит доклад по этому вопросу для правительства. Мы эту идею не поддерживаем. Цифра в 3 руб. 73 коп. не взята с потолка и обоснована", - заявил глава Росавтодора.
По его словам, внедрение системы не только призвано компенсировать наносимый федеральным дорогам вред, но и сбалансировать структуру перевозок в сторону увеличения популярности железнодорожного и водного транспорта.
"Лет 20-25 назад в СССР транспортные потоки были сбалансированы. А сейчас перевозчики почти полностью перешли на федеральные трассы, так как они бесплатны. Существует недозагруз железнодорожного и речного транспорта. Конечно, возникает соблазн объезжать федеральные дороги по бесплатными региональным, но
более половины субъектов уже сейчас прорабатывают возможность внедрения системы взимания платы и на региональных дорогах",
- рассказал Старовойт.
Информацию о том, что одним из этих регионов является Ростовская область, подтвердил министр транспорта Виталий Кушнарев. По словам Александра Советникова, система взимания платы изначально создается так, чтобы иметь возможность оперативно и без лишних затрат включить в себя и региональные дороги. Кроме того, предполагается, что полученные через систему деньги будут в виде федеральных субсидий возвращаться в регионы на развитие проектов ГЧП в сфере дорожного строительства.
Как пояснил агентству Роман Старовойт, внедрение системы взимания платы за пользование федеральными дорогами не должно отразиться на росте стоимости перевозимого товара для потребителя.
"Этот вопрос серьезно просчитывался. Так вот те данные, которые представили в итоге эксперты, показывают, что транспортная доля в стоимости товара сама по себе мизерна. К тому же перевозчику никто не мешает принять решение и везти товар не в одном 12-ти тонном грузовике, а в двух пятитонных и делать это бесплатно", - пояснил глава Росавтодора.
"Сейчас многие грузовики идут незагруженными, полупустыми. Так что теперь просто придется посчитать, выгодно ли это. Кроме того, эти деньги будут все равно возвращаться в регионы, вкладываться в дорожное хозяйство, в экономику и давать коэффициент 1 к 5. Общее влияние на экономику будет положительное", - добавил Советников.
Впервые о создании в России системы взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам заговорили более 7 лет назад. Подобная система действует во многих европейских и азиатских странах. Российский вариант предполагает установку на федеральных трассах 481 рамки (средств стационарного контроля), открытие 138 офисов обслуживания клиентов во всех регионах страны (будут открыты к 14 октября), а также запуск 100 мобильных комплексов контроля.
Собственникам большегрузов будет бесплатно роздано около 2 млн бортовых устройств российского производства, оснащенных системой ГЛОНАСС.
Движение по федеральным трассам без такого устройства допускается только при наличии заранее оплаченного электронного билета на маршрут. Предполагается, что у системы появится и собственная сеть платежных терминалов. Оплату также можно будет произвести через сайт системы, который будет запущен в сентябре.
По оценкам Росавтодора, прогнозируемый объем собираемых средств после запуска системы составит порядка 50 млрд руб. в год. Ежегодный ущерб федеральным дорогам от грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн оценивается в 180 млрд руб.
Фото: АвтоТрансИнфо
РБК