В Копейском городском округе Челябинска запущен в эксплуатацию новый складской комплекс класса А+, в строительство которого было вложено 200 млн рублей. Эксперты "Южноуральской Панорамы" отмечают, что местный рынок складской недвижимости далек от насыщения, но сомневаются в необходимости строить склады высшей категории: для арендаторов в Челябинске прежде всего важна цена.
В Копейске запущен в эксплуатацию логистический центр общей площадью 13,5 тыс. кв. метров. Комплекс расположен на выезде из города недалеко от Копейского шоссе, одновременно он способен принять 23 большегруза. Объект оснащен системами автоматического освещения, пожарной сигнализации, дымоудаления, пожаротушения, есть собственная котельная, а также различные системы безопасности, включая постоянное видеонаблюдение.
Классовый признак
Логоцентр построили за полтора года, что довольно быстро по российским меркам, отмечает директор компании "Оль-Логистик Центр" Сергей Чернышов. "Получилось современное предприятие, отвечающее всем необходимым требованиям", - говорит он. Помещения уже сданы в аренду федеральной компании "Градиент", которая занимается поставками парфюмерии, бытовой химии, сопутствующих товаров. В планах "Оль-Логистик Центра" - возведение еще одного склада рядом с только что введенным в строй комплексом. Руководство не исключает, что новые помещения будут использоваться для хранения продовольственных товаров.
Отметим, что к классу А+ относятся современные одноэтажные складские здания из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы. Такие склады расположены вблизи центральных магистралей, здания должны иметь ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, высота потолков должна позволять установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов) и быть не менее 13 метров. В комплексах класса А+ при складе должны располагаться офисные и вспомогательные помещения (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала). Должна присутствовать система учета и контроля доступа сотрудников, территория таких складов должна находиться под круглосуточной охраной и быть огорожена, желательно наличие железнодорожной ветки и т.д.
Класс А не многим отличается от А+: различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков, которая должна составлять не менее 10 метров.
Внимательные чиновники
Недавно новый логоцентр посетил глава Копейского городского округа Вячеслав Истомин. "Выгодное использование географического расположения центра на территории Копейска является конкурентным преимуществом, необходимым для эффективного развития экономики, - отметил глава округа. - Не секрет, что основная масса складов - это постройки с советских времен, что, конечно же, не соответствует современным требованиям разгрузки и хранения товаров. Эту задачу в полной мере поможет решить новый логистический комплекс".
Сергей Чернышов, в свою очередь, благодарит администрацию города, сумевшую, по его словам, создать комфортные условия для ведения бизнеса. "Мы всегда находили поддержку", - отмечает он. Об отзывчивости местных чиновников говорил в свое время и Андрей Колесников, гендиректор компании "Логоцентр". "Относятся к нам очень внимательно", - подтверждает он, имея в виду команду Истомина. Напомним, в 2014 году под Копейском "Логоцентр" ввел в эксплуатацию первую очередь складского комплекса класса А на 30 тыс. кв. метров.
Сейчас проектируется вторая очередь, говорит гендиректор компании. Начало строительства запланировано на май 2016 года, на работы отведено девять месяцев, но Колесников не спешит с прогнозами относительно запуска второй очереди. "Если бы мне сказали, когда банки снизят ставки по кредитам до приемлемых, тогда было бы понятнее с прогнозами", - говорит он.
Чужие фишки
Этот рынок имеет неплохие перспективы, но некоторые его участники сомневаются в необходимости строить склады по высшим разрядам качества, сравнивая класс А+ со стразами: то есть красиво и дорого, но не обязательно.
"Для арендаторов в Челябинске в первую очередь важна цена.
Если арендные ставки не будут на 20-30 процентов ниже московских, то и спроса, который якобы есть, не будет.
Соответственно, нужно очень тщательно проектировать склады, закладывая в проекты универсальность и функциональность, соответствующую складам класса А, избавляясь при этом от всевозможных архитектурных и функциональных изысков, распространенных в Москве. Потому что это запросто может утянуть проект на дно", - считает Колесников.
Местный рынок складской недвижимости, как признают его участники, далек от насыщения, однако Андрей Колесников скептически реагирует на вопрос "Строй не хочу?". "Нужно четко понимать, для кого именно ты строишь, кто твой будущий арендатор", - подчеркивает он. По его словам, в Челябинске есть "отложенный спрос", то есть потенциальные арендаторы интересуются, но идти на сделку не спешат. В таких условиях инвестор должен быть готов к тому, что после завершения строительства площади будут заполняться не сразу, а в течение года. "Рынку необходимо время, чтобы оценить преимущества складов нового формата", - говорит эксперт.
В 2013 году сами участники рынка признавали, что в Челябинске нет ни одного современного склада класса А, предназначенного для сдачи в аренду. Два-три года назад Челябинск был единственным российским городом-миллионником, который мог этим "похвастать". Сегодня класс А и А+ на местном рынке представлен не только комплексами компаний "Логоцентр" и "Оль-Логистик Центр", но и логопарком "Радонежский" с общей площадью складов в 40 тыс. кв. метров. Между тем, как считает Андрей Колесников, конкуренции внутри Челябинска нет, по крайней мере, в отношении складов класса А.
"Однако с вводом в эксплуатацию складов класса А появилась конкуренция между Челябинском и Екатеринбургом, - говорит он. - Потому что мощные игроки перед выходом на Урал всегда сравнивают арендные ставки и объекты в Челябинске и в Екатеринбурге".
Фото: официальный сайт губернатора Челябинской области