10 июня в Госдуме рассматривался законопроект, направленный на совершенствование положений законодательства, касающегося порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог различного назначения. Один из содокладчиков по законопроекту - депутат АлександрВасильев (ЕР) обратил внимание парламентариев на проблему с гарантийным сроком дорог. В подавляющем большинстве случаев заявленные сроки и реальный срок эксплуатации - не совпадают.
Необходимость поправок обусловлена взаимными противоречиями различных норм действующего законодательства, что порождает разногласия между федеральными и региональными органами исполнительной власти. В частности, конкретизируются полномочия по установлению порядка осуществления контроля за сохранностью дорог.
В своем выступлении депутат проинформировал, что в мае этого года началась Всероссийская инспекция мониторинга состояния дорог, находящихся на гарантии, которую проводят активисты ОНФ и Межрегионального общественного движения "Убитые дороги". В конце июня по итогам мониторинга будет составлена карта гарантийных дорог. За три недели будут проинспектированы сотни дорог в 67 городах и 53 регионах. Александр Васильев отметил, что сейчас дороги в муниципальных образованиях не выдерживают и двух лет эксплуатации.
Специально для канала "Информ-24" по вопросу сохранности дорог свое мнение высказали депутат Госдумы Александр Васильев (ЕР), аналитик Сергей Ефимов и руководитель межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
Александр Васильев:
- Сейчас проходит инспекция "За гарантии на дороге". Ее главная суть заключается в том, что те дороги, которые были отремонтированы несколько лет назад, до сих про находятся на гарантийном содержании и подрядчики должны устранять замечания по этим дорогам, если они образовались, за свой счет. То есть, целью этой акции является то, что мы хотим часть дорог отремонтировать за счет подрядчиков или другим образом. Дороги должны выдерживать свой гарантийный срок. Сейчас проверено больше 60 городов Российской Федерации в 53 регионах. Ситуация, мягко говоря, негативная, связана с тем, что
больше двух лет дороги не "держатся" - появляются значительные трещины, дефекты и во многих регионах администрация - служба заказчика не проявляет должного внимания к таким гарантийным объектам.
Не вызывает подрядчиков, не ведет с ними работу по исправлению их недостатков, допущенных в работе.
Проблема кроется еще и в том, что ряд регионов, их большая часть, выбирает гарантийные сроки на дороги по непонятным нам причинам, основываясь на каких-то своих системах, возможно, проектах. Есть федеральные нормы, которые прописаны в приказе Минтранса, где покрытие дороги на федеральной трассе, т.е., верхний слой, должно служить четыре года, нижний слой - пять лет. Эти нормативы обязательны для федеральных трасс, но для региональных они рекомендательны. Поэтому,
часть регионов взяли на вооружение постановление Минтранса, а часть не взяли.
Мы сейчас можем наблюдать картину, когда, например, в городе Пятигорске гарантия на ремонт дороги один год, а на реконструкцию гарантия всего два года, когда на федеральных трассах эти сроки четыре года и более. Но, опять же, это не означает, что если как в городе Бологое Тверской области есть улица, гарантия на которую восемь лет, что она восемь лет продержится. Мы на нее выезжали, активисты там работали и обнаружили, что уже спустя три года дорога в ненормативном состоянии. Для того, чтобы все нормативы, связанные с гарантийном обязательством урегулировать и сделать общий подход по финансированию деятельности и тому, как работают подрядчики, заказчики, мы вносили законопроект еще осенью прошлого года о том, что правительство должно разработать общие требования для всех субъектов федерации, которые были бы обязательны для них в части установления гарантийных сроков. Мы не прописывали четко, сколько должно быть лет на те или иные виды работ, на тот или иной ремонт, на технологии - это все может быть прописано в постановлении Правительства и должно быть прописано там. Мы нашим законопроектом лишь хотим установить обязательность применения этих общих норм, общих требований во всех субъектах Российской Федерации. Сейчас в субъектах действуют дорожные фонды, которые наполняются из транспортного налога и акцизов на топливо, поэтому очень важно, чтобы те деньги, которые тратятся на ремонт дорог, а ремонт дорог происходит в субъектах, чтобы все эти деньги были, соответственно, гарантированы своим результатом. То есть, мы платим налоги и должны быть гарантийные дороги.
Краткую сравнительную оценку дорог Тамбова и Рязани дал эксперт из информационно-аналитической группы "Сфера" Сергей Ефимов:
- Рязанские дороги в центральной ее части, особенно там, где проходят основные транспортные маршруты города - это Первомайский проспект и улица Ленина, производят впечатление нормальных дорог. То есть, дорожное покрытие в удовлетворительном состоянии, чего не скажешь о дорогах, которые находятся по соседству с вышеназванными улицами. И рязанские автолюбители не жалуют эти дороги, потому что огромное количество выбоин и ям. Ну, контраст есть - посмотрим, как он будет исправляться, потому что в 2015 году выделено порядка 370 миллионов рублей на ремонт дорог, что на 20% больше, по сравнению с 2014 годом.
По Рязани ничего не могу сказать по гарантийному ремонту - эти вещи здесь, в Рязани как-то не поднимаются, не освещаются, в отличие от Тамбовской области и города Тамбова. Там, в Тамбове, опубликован список дорог и организаций, находящихся на гарантийном обслуживании у подрядных организаций, которые и занимались строительством этих автомобильных дорог.
Во всяком случае, в тех источниках, которые я видел, которые проработал, я не увидел информации о том, что какие-то рязанские дороги находятся на гарантийном ремонте. По сравнению с Тамбовом - там они четко определились со списком этих дорог, находящихся на гарантийном обслуживании у подрядных организаций. Список - это перечень дорог с названиями улиц и названия организаций, фамилии, имена и отчества руководителей. То есть, прогресс уже налицо.
Что мне понравилось и импонирует со стороны тамбовских властей, то, что они не уходят от проблем дорог. То есть дороги, видимо, как и везде - центр города производит нормальное впечатление, дороги находятся в удовлетворительном состоянии, хотя, небольшой дисбаланс есть. Это дороги в центральной части города, те, которые представлены в частном секторе. Там и там - центр, а разница очень большая. Но, как я уже сказал, тамбовчане не уходят от этих проблем. Во-первых, опубликовали список дорог, находящихся на гарантийном обслуживании - тамбовчане должны знать своих героев и антигероев. Второе. Тамбовчане официально признали то, что 24% их дорог не соответствует требованиям ГОСТа. Ну и (я считаю, что это положительный момент в части диалога власти и населения, избирателей) - это неофициальный сайт теперь уже бывшего губернатора, где он уделяет большое внимание дорогам. Позиция, которую занимают дороги, на третьем месте по сравнению с образованием, социальным обслуживанием. На третьем месте у бывшего губернатора это были дороги.
Свое мнение также высказал руководитель межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко:
- "Рейтинг дорог"? Сейчас, наверное, это будет не интересно, о всяком случае, без "чернухи", без "желтухи", потому что федеральные трассы сейчас худо-бедно приводятся впорядок. Это реально видно. Если где-то какие-то "затыки" случаются, то, что, например, я езжу и вижу - это связано либо с ремонтными работами, либо с реконструкцией дорог. Тут уж, действительно, стиснуть зубы и потерпеть, потому что реально видно, что месяц-два-три и все будет приведено в нормальное состояние и этих пробок не будет. Речь можно вести о рейтинге региональных дорог, местных дорог в областях, но там тоже все будет неоднозначно. Безусловно, все еще зависит и от хозяина территории, многое зависит и от местных "автодоров". Но первое и главное, это все-таки наличие или отсутствие финансирования. Другой вопрос, сколько денег раскрадут, какой песок, какой щебень - кубический или не кубический насыплют, но упирается все в финансирование. А на региональном уровне, финансирование - увы, увы. Поэтому получается, что, та же Кировская область, Вологодская по дорогам в не очень хорошем состоянии.
- А в хорошем где?
- Южный Урал, Новосибирск, Татарстан с Башкирией. Но, тоже "кусками", то есть, нельзя сказать: ткнул пальцем в карту - "вот здесь все плохо". Отдельные участки неплохие, отдельные участки разбиты и ушатаны, на отдельных ремонтные работы ведутся, на отдельных участках - ее разбили теми же самыми зерновозами, лесовозами, с щебенкой, которую везут на ремонт дорог.
Фото: skovorodka.org