Все перевозчики считают себестоимость перевозки. И при этом они обращают внимание не только на экономичность грузового автомобиля. Шины, установленные на транспортном средстве и его прицепе, также влияют на себестоимость рейса. На мысль поинтересоваться, какие шины и почему выбирают транспортные компании, навели разговоры перевозчиков о том, якобы в Норвегии можно купить чуть ли не "волшебные" шины, которые не изнашиваются даже при езде по скандинавским дорогам, покрытым специальным грубым покрытием. Если такие шины эксплуатировать в Литве, то им, якобы, сносу не будет.
На всех рынках - одинаковая резиновая смесь
Видмантас Жиленас, директор компании "Melgos ratai", которая занимается продажей шин "Bridgeston", когда услышал о "волшебных" скандинавских шинах, удивился: "Производитель не знает, на какой рынок попадёт его продукция - на итальянский, испанский, немецкий, польский, литовский или норвежский. Поэтому говорить о том, что для сурового скандинавского климата производятся специальные шины - полная нелепость. Производственная технология и качество шин от заказчика не зависят: на заводе-производителе никто не представляет, в какую страну со склада будет отправлена готовая продукция. Тем не менее, впечатление о том, что для различных климатических зон производятся различные шины, может создаться потому, что ассортимент крупнейших производителей довольно широкий, и поэтому у клиентов есть выбор. Перевозчики из северных стран, где климат достаточно суровый, выбирают одни модели, перевозчики из южных стран, например, Испании - другие", - говорит руководитель компании.
"Мы много лет работаем в скандинавских странах, но об "особенных" норвежских шинах ничего не слышали. Летом мы устанавливаем на автомобили летние шины, зимой - зимние. Как правило, мы покупаем продукцию "Michelin" или "Goodyear". В холодное время года в скандинавских странах без зимних шин не обойтись, такие шины в этом регионе просто необходимы. Не приходилось слышать, чтобы на рынке можно было купить местную продукцию, удовлетворяющую запросы перевозчиков. Мы не занимаемся экспериментами - покупаем проверенную временем продукцию известных производителей. Это делаем для того, чтобы водителям на опасных скандинавских дорогах, особенно зимой, не пришлось работать в экстремальных условиях", - говорит менеджер компании "Sumanus" Марюс Буйкис.
Скандинавы ужесточили проверку
По словам В. Жиленаса, разговоры на рынке шин оживились тогда, когда в конце прошлого года Норвегия ввела требование в зимние месяцы использовать исключительно зимние шины. Шины с отметкой "M+S" (англ. "mud+snow) должны быть установлены и на транспортных средствах, которые в холодное время года эксплуатируются в Литве, однако контроль у нас не такой строгий, а санкции - не такие "жёсткие", как в Скандинавии. "В Скандинавии не до шуток, люди там просто не понимают, как в зимние месяцы можно ездить без зимних шин", - говорит В. Жиленас.
Поэтому те перевозчики, чьи маршруты ведут в Скандинавию, стараются покупать шины с "зимней" отметкой. Например, "Bridgestone" в тех странах, где климат тёплый, успешно продают грузовые шины модели R168. Те перевозчики, которые ездят в Скандинавию, покупают грузовые шины модели M748.
Каркас прочнее, но затраты больше
"Мне кажется, что перевозчики говорят именно об этой модели - "Bridgestone" M748. Это шина с довольно грубым рисунком протектора, её можно устанавливать для езды по внедорожью. Очень прочное соединение протектора с каркасом позволяет эксплуатировать эти шины очень долгое время, их также несложно реставрировать. Шины этой модели покупают те компании, чья техника работает, например, на лесоповалах, т.е. в условиях, когда существует большая вероятность проколоть резину или повредить каркас. Но если говорить о международных рейсах, преимуществ этих шин я не вижу - они тяжёлые, протектор грубый, при использовании этих шин затраты топлива будут больше, кроме того, они на 5% дороже, чем шины модели R168. Но я знаю, что некоторые перевозчики выбирают именно эти шины. Они, как правило, работают на местных рынках. Если кому-то удаётся купить эти шины за хорошую цену, они говорят, что дёшево купили очень устойчивые к износу шины. Но тех, кто ездит в Европу, эта модель не обрадует", - говорит собеседник.
Наибольшим спросом пользуется самая дешёвая продукция
Точно также, как на рынке легковых шин, лидерами продаж "обуви" для большегрузов являются всё те же "три кита" - "Goodyear", "Michelin" и "Bridgestone". Они производят продукцию высшего качества (так называемого класса "premium"). Естественно, у них есть дочерние предприятия, чью продукцию выбирают те, кого больше всего привлекает цена, и кому не так важны другие преимущества "premium" класса. Это так называемые шины "эконом-класса".
Но, пожалуй, наиболее популярными являются шины так называемого "бюджет-класса" - к ним относится продукция "Sava", "Fulda", "Kormoran". В скором времени в Литве появится новый товарный знак этого класса - "Dayton".
Если говорить группах компаний "трёх китов", то лидером литовского рынка новых грузовых шин можно назвать группу компаний "Goodyear Dunlop". Под её "крылом" работает много мелких производителей, которые могут предложить очень широкий ассортимент продукции. Однако, и "Michelin", и "Bridgestone" отстают от лидера очень незначительно.
Литовские представители этих производителей в один голос утверждают, что о "волшебных" норвежских шинах ничего не слышали. Скорее всего, легенду о "норвежских" шинах могли создать скандинавские предприниматели, занимающиеся реставрацией шин крупнейших производителей и продающие реставрированные шины в небольшом регионе. Может быть, они научились реставрировать шины так, что износоустойчивость протектора реставрированной шины лучше, чем в оригинале. Но тот, кто приобретает шины "из вторых рук", должен быть готов к тому, что свойства бывших в употреблении шин будут сильно отличаться от оригинальных. И вопрос не только в износоустойчивости протектора. Главный вопрос - какими будут свойства сцепления шин с дорожным покрытием?
Фото: cargonews.lt