В середине прошлого столетия в Америке, а спустя некоторое время и в Европе, водители-дальнобойщики начали пользоваться рациями - так называемыми "радиостанциями гражданской связи" (англ. Citizen`s Band). Возможность бесплатно говорить с коллегами по работе (пусть даже на небольшом расстоянии в 5-20 км), которые точно также целыми днями находились в кабинах своих грузовых автомобилей, стала настоящим спасением от скуки и одиночества. Несмотря на технический прогресс и довольно дешёвую мобильную связь, форма общения между водителями с помощью гражданской связи всё ещё преобладает.
Правила отличаются
Раймундас Ярмалис, начальник отдела управления радиочастотами в Службе регулирования связи (СРС), согласился, что, несмотря на продолжительную историю использования гражданской связи, международные правила её использования всё ещё недостаточно гармонизированы, чего нельзя сказать о современной и более "молодой" GSM связи. В разных странах законодательные акты предусматривают различные правила использования гражданской связи, поэтому незнание правил может привести к некоторым неудобствам и даже штрафам.
"Если говорить откровенно, то в странах Европейского Союза тоже нет единых условий использования гражданской связи, и похоже, что страны-члены союза не пытаются о них договориться.
С другой стороны, существующие отличия нельзя назвать драматичными. Почти во всех странах гражданская связь работает на частоте 27MHz. Примерно в половине европейских стран центральная частота канала заканчивается цифрой 5, а с другой стороны - 0. Есть некоторые различия в мощности и используемых модуляциях. Но самое главное - в некоторых странах для того, чтобы можно было пользоваться гражданской связью, необходимо получить специальные разрешения. В частности, я имею ввиду Россию - именно в России необходимо выполнить все формальные процедуры, потому что в этой стране отклонение от буквы закона может стать серьёзной проблемой. Например, в Швейцарии также необходимо иметь специальное разрешение, но это требование относится к гражданам Швейцарии - путешествующих по Швейцарии иностранцев оно не касается. В целом, к энтузиастам гражданской радиосвязи сотрудники контролирующих органов не придираются и не требуют возить с собой декларации соответствия", - отметил Р. Ярмалис.
Специалист службы заверил, что в Литве продаётся только такое радиооборудование, которое соответствует основным требованиям. Если говорить о перевозчиках, то в использовании гражданской связи у них накоплен достаточно большой опыт, и никакие недоразумения, как правило, не возникают. Если кто-то случайно оказался на чужой частоте - его просто вежливо попросят вернуться на свою частоту.
Преимущества гражданской радиосвязи
Несмотря на технологический прогресс и сравнительно дешёвую мобильную связь, в радиусе 10 километров гражданская связь всё ещё остаётся основным способом общения между водителями большегрузных автомобилей.
Руководитель компании "Fedingas" Викторас Петерайтис отметил, что стандартная мощность таких приёмников - 4 Вт. По словам эксперта,
некоторые люди ошибочно думают, что если к радиостанциям подсоединят усилители сигнала, то смогут общаться со своими коллегами на более отдалённом расстоянии. Но это не совсем так.
"Верно - если установить радиостанцию мощностью в 100 Вт или более, сигнал будет распространяться в более широком радиусе, но дождаться ответа такой трюк не поможет. Такая мощная станция будет создавать помехи другим пользователям, более того - можно заработать штраф. В Германии, например, за такое "усовершенствование "аппаратуру могут конфисковать. Мой совет для тех, кто хочет пользоваться хорошей связью - установите качественную и длинную антенну. Именно от антенны зависит, в каком радиусе будет передаваться и приниматься сигнал", - подчеркнул В. Петерайтис.
Кстати, антенну нужно устанавливать только в вертикальном положении. Если её наклонить более, чем на 30 градусов (опасаясь повреждения виадуков или других объектов дорожной инфраструктуры), качество связи резко ухудшается. На качество связи также влияет рельеф местности и погодные условия.
"Беспроигрышное" решение
Скорее всего, одна из самых привлекательных характеристик гражданской связи - это её стоимость. Сообщать другим участникам дорожного движения о происшествиях, транспортных пробках, проверках, обмениваться информацией о ценах на топливо, ближайших местах отдыха, говорить о погоде или просто развеивать скуку можно совершенно бесплатно.
"Национальные цены мобильной связи упали до символических величин, но когда водители пересекают границу и начинают действовать тарифы международной связи, возникает вопрос, действительно ли необходимо позвонить всем, кому хотелось бы позвонить. А с помощью радиостанции гражданской связи можно говорить, по крайней мере, с находящимися недалеко от вас коллегами - весь комплект системы (вместе с антенной) можно купить за 70-80 евро. Установка радиостанции не требует никаких особых инженерных знаний и занимает всего несколько минут", - говорит Р. Ярмалис.
Перед тем, как отправиться в рейс по новому маршруту, собеседник посоветовал поинтересоваться, какие ограничения или специфические требования к применению гражданской связи могут быть в странах, в которых вы ещё не были. Например,
в Великобритании гражданская связь работает не на частоте 27 MHz, а на частоте, приближающейся к 26 MHz, поэтому связаться с местными водителями вам не удастся.
Кстати, диапазон частот гражданской связи разделён на 40 каналов. Каким каналом и в какой стране пользоваться, зависит от договорённостей и традиций любителей этой связи - никакие государственные учреждения использование каналов гражданской связи не регламентируют. Литовские водители общаются на 11-ом или 12-ом канале, латвийские - на 13-ом, польские - на 19-ом, немецкие - на 9-ом. Однако, при пересечении границы Германии поляки переключаются на 28-ой канал, итальянцы - на 5-й, датчане - на 17-й. Водители, владеющие иностранными языками и желающие быть в курсе местных событий, должны уточнить, на каком канале в той или иной стране общаются водители-дальнобойщики.
Контроль за гражданской связью
Могут ли во время проверок полицейские или сотрудники транспортной инспекции потребовать предъявить декларацию соответствия радиостанции гражданской связи? Да, такое право у них есть, но вместо декларации достаточно показать заводскую наклейку - она находится на тыльной стороне радиостанции. Если устройство гражданской связи не соответствует требованиям, указанным в техническом регламенте, водителю может быть назначен штраф в размере до нескольких сотен евро, а в исключительных случаях могут быть применены более строгие санкции.
Следует не забывать о том, что пользоваться любыми видами мобильной связи, в том числе и радиостанцией гражданской связи, можно лишь при наличии устройства "свободных рук".
Фото: cargonews.lt