← Автомобильные грузоперевозки

Осторожная реформа каботажа

1 января 2016 года в ЕЭАС начнется поэтапная либерализация рынка каботажных автотранспортных перевозок, подразумевающих доставку грузов в рамках одной страны резидентами другой страны союза. Программа либерализации каботажных перевозок на 2016-2025 годы утверждена решением Высшего евразийского экономического совета от 8.05.2015 № 13, вступившем в силу 12 мая. Ее реализуют Беларусь, Россия и Армения. Казахстан воздержится от участия в реформе, планируя присоединиться к ней не ранее 2025 года.

По этапу
На первом этапе либерализации, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года, Беларусь предоставляет представителям России и Армении право на каботажные перевозки в одной из трех областей - Гомельской, Могилевской или Витебской. Россия разрешает белорусским компаниям грузоперевозки на территории Брянской, Псковской или Смоленской областей, армянским - в Ростовской области, Ставропольском крае или Северной Осетии - Алании. Армения открывает рынок белорусам и россиянам в областях Арагацотн, Лори или Тавуш (на выбор).
С 2016 года разрешается выполнить одну каботажную автоперевозку в попутном направлении в государство регистрации. Фуры, осуществляющие такой вид доставки, должны быть оборудованы тахографами и средствами спутниковой навигации.
Срок простоя транспорта до начала каботажной автоперевозки не должен превышать трех дней после завершения основной перевозки груза и разгрузки. Например, белорусский автоперевозчик, доставивший груз из Беларуси в Россию, должен в течение трех дней найти заказ на каботажную перевозку по территории одной из трех указанных в программе областей РФ.
На втором этапе, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года и далее, срок поиска заказа на каботаж увеличится до семи календарных дней и останется предельным на протяжении всего периода реализации программы.
На третьем этапе, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года, Армения, Беларусь и Россия предоставят перевозчикам право на одну каботажную автоперевозку грузов между двумя государствами, не являющимися странами-резидентами для автоперевозчика. Например, белорусские компании смогут везти товары из Армении в РФ (или наоборот) в попутном направлении.
1 января 2025 года начнется четвертый этап либерализации каботажных перевозок, во время которого государства - члены ЕАЭС предоставят транспортным компаниям право выполнить до трех последовательных перевозок грузов на одном и том же транспортном средстве между двумя странами.
Обязательные условия
Программа запрещает направлять в другую страну союза порожний транспорт для осуществления каботажной перевозки. Также запрещена доставка опасных грузов.
На втором этапе на борту грузовика должны находиться специальное разрешение, выданное компетентным органом государства - члена ЕАЭС, и бортовой журнал с информацией, которая подтверждает правомерность осуществления перевозки. На следующем этапе планируется внедрение электронной системы подачи заявок и подтверждения на выполнение каботажной перевозки, которое должно поступать не позднее 24 часов.
Помимо того, перевозчик должен быть включен в соответствующий реестр и обязан документально подтверждать выполнение международной автомобильной перевозки и логической последовательности каботажа (попутное направление к месту следующей загрузки или возвращение транспортного средства в государство регистрации). В случае нарушения этих условий транспортная компания будет на год лишена права на каботажные автоперевозки.
Нормативку перепишут
До конца 2015 года страны - участницы программы обязались создать национальную правовую базу для обеспечения эффективного транспортного контроля за каботажными автомобильными перевозками грузов. В частности, Беларусь взялась за доработку Соглашения с правительством Республики Армения о международном автомобильном сообщении от 20.09.1997 и Соглашения с Министерством транспорта РФ об автомобильном сообщении от 20.07.1992. Поправки будут внесены и в Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".
Фото: belgruz.by
Белорусы и рынок