На фоне драматичного падения продаж новых грузовиков, рынок подержанной грузовой техники начал расти. Спросом пользуются, прежде всего, иностранные грузовики с пробегом. Покупатели грузовых автомобилей перемещаются из салона новых машин на рынки подержанной техники. По данным компании "Автостат Инфо", если до сих пор вторичный рынок грузовиков демонстрировал падение, то в июне он напротив - вырос.
Правда, рост пока незначительный: продажи в июне выросли на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 31,9 тыс. единиц. Но, вероятно, в будущем этот тренд продолжится. "Практически, все компании приостановили обновление автопарка до лучших времен. Старые автомобили списываются, однако запросы на перевозки нужно реализовывать, и для этого прибегают к услугам подрядчиков. Сложившейся ситуацией можно объяснить некоторый рост продаж подержанной техники", - комментирует Александр Дьяконов, руководитель направления логистической компании FM Logistic.
Среди грузовиков с пробегом повышенным спросом пользуются иномарки. По данным "Автостат Инфо", в июне в среднем их продажи увеличились на 7,8% (до 13 тыс. единиц), в то время, как спрос на российские грузовики упал в этом же месяце на 2,9% (до 18,9 тыс. шт.). Таким образом, доля иномарок на вторичном рынке в июне возросла до 40,4% (против 38,4% в июне 2014 года). А доля отечественные грузовики с пробегом за прошедший месяц понизилась на 2,9%, заняв 59,1% рынка (против 61,6% годом ранее). Наиболее значительно в июне спрос вырос на такие марки грузовиков, как MAN (+29,6%), Volvo (+13,5%), Scania (+18,4%), Mercedes (+21,1%), Hyundai (+54,6%, см. таблицу).
Растущий спрос на иномарки на вторичном рынке объясняется, прежде всего, более высокой надежностью зарубежной техники. "Мы и наши действующие перевозчики в основном ориентированы на зарубежных производителей, такие автомобили более экологически чистые и надежные. Комфорт водителя находится не на последнем месте, и в этом также иномарки опережают отечественные машины", - отмечает Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России.
Рост спроса на подержанные грузовики продолжается на фоне драматичного падения рынка новой грузовой техники. По данным компании "Автостат", в июне продажи новых грузовых машин рухнули на 41,6% по сравнению с июнем прошлого года (до 4 тыс. шт.), а по итогам первых шести месяцев года падение составило и вовсе 46,6% (до 24,1 тыс.). "Продолжающаяся сложная экономическая ситуация вкупе с девальвацией рубля, которая, кстати, в последние недели возобновилась, стали причинами как повышения издержек транспортных компаний, так и удорожания коммерческого транспорта. В том числе дороже стал лизинг, - объясняет Юрий Зорин, исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" (грузовики Hino). - Санкции и высокие цены на товары сократили импорт в Россию, оставив без заказов многие транспортные компании, которые работали на международных маршрутах. Стоит упомянуть и сокращения по инфраструктурным строительным проектам. Все это негативно отразилось на рынке грузовых автомобилей".
Интересно, что в условиях падения спроса ведущий российский производитель грузовиков "Камаз" недавно объявил о предполагаемом росте спроса на свою продукцию в этом году. Как на днях публично заявил заместитель гендиректора компании по продажам и сервису Сергей Афанасьев, во второй половине текущего года предприятие рассчитывает продать на российском рынке 13,4 тыс. грузовиков, что в 1,8 раза больше, чем продано в первом полугодии (7520). По словам Афанасьева, сейчас в пользу "Камаза" играет девальвация рубля, а также предполагаемый рост государственных заказов. Одновременно компания активно обновляет свой модельный ряд - в частности, в этом году ожидается прирост продаж нового тягача "Камаз-545490".
Участники рынка согласны, что сейчас у "Камаза" есть потенциал роста продаж. "Отечественные производители имеют государственную поддержку по лизинговым программам, программе "трейд-ин", программам утилизации и т.д., - говорит Дмитрий Иевлев, директор транспортного парка логистической компании "ПЭК". - С учетом этих программ российские автомобили становятся более доступными. Также стоит отметить, что единственный российский грузовой автомобиль, который может использоваться для магистральных перевозок - это "Камаз". Таким образом "Камаз" может вполне пользоваться спросом в сегодняшних рыночных условиях".
Но даже при условии возможного оживления продаж российских грузовиков, в целом роста спроса новой грузовой техники в текущем году ожидать вряд ли стоит. "Не думаю, что можно питать иллюзии по поводу роста объёмов продаж новых грузовиков в этом году. Я соглашусь с прогнозами, что падение по нынешнему году останется на уровне 40% по сравнению с прошлым годом, - считает Павел Виклейн, директор по маркетингу "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" (грузовики BAW). - Попытки помощи государства в виде субсидирования ставок и программы утилизации удерживают рынок коммерческого транспорта от ещё большего падения, но в целом экономическая ситуация пока остаётся прежней. Возможно в 2016 году, когда экономика перестроится на новые рельсы, рост продаж грузовиков будет, но при этом он не будет существенным".
Самые продаваемые марки грузовых автомобилей с пробегом в июне 2015 г.
Фото: kamazkazan.ru