Челнинский автогигант намерен потрудиться в августе почти без простоев - 9 дней. Если отбросить праздники и двухнедельный корпоративный отпуск, у рабочих будет всего один неоплаченный день - 28 августа. Но что ждет их потом - массовые сокращения из-за окончания временных работ от минтруда РФ или добрые покупатели грузовиков? Последних, судя по предзаказам на осень, по-прежнему вдвое меньше, чем до кризиса. Впрочем, эксперты "БИЗНЕС Online" считают, что машиностроители успели адаптироваться к новым условиям.
"В сентябре мы сможем обойтись без средств федеральной поддержки занятости"
В первую неделю месяца завод отработает полную пятидневку, затем камазовцы уйдут в традиционный корпоративный оплачиваемый отпуск на две недели. Заявив некоторое увеличение заказа на август, после отпуска КАМАЗ отработает еще 4 дня, с 24 по 27 августа. После этого намечается день простоя без оплаты труда, и последний понедельник 31 августа камазовцы отдохнут уже со всей республикой в честь дня суверенитета РТ. Таким образом, отпуск и праздники сегодня позволяют КАМАЗу говорить о почти полной загрузке производства на конец лета.
"В августе у нас практически не будет простоя - последняя неделя пока запланирована четырехдневной, но не факт, что она такой останется, возможно, тоже станет пятидневной, - с гордостью заявил "БИЗНЕС Online" руководитель пресс-службы ПАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев. - Если не случится снова шоковых потрясений, ситуация выправляется".
Об улучшении ситуации, по словам Афанасьева, свидетельствует наметившаяся тенденция к росту заказа. Если в августе заказ сегодня подтвержден на 1,5 тыс. машин и этот объем сам по себе на восстановление рынка еще не указывает, то предварительный заказ на сентябрь уже превышает планку в 2 тыс. грузовиков. "А поскольку планирование у нас трехмесячное, могу сказать, что в октябре заказ подрастет еще - ближе к 2,5 тысячам автомобилей, - сообщил Афанасьев. - Мы видим, что рынок оживает. Кроме того, в период стагнации мы не сидели сложа руки - мы адаптировали производство под новые условия. Понятно, что прежнего спроса - по 5 тысяч "КАМАЗов" в месяц - в ближайшие год-полтора и даже, по некоторым оценкам, в течение двух лет уже не будет. В соответствии с новыми запросами рынка мы проводили реорганизацию - в частности, перекидывали людей из одних подразделений в другие. Все это позволяет нам в сентябре обойтись уже без средств федеральной поддержки занятости".
"Началось нормальное рыночное движение..."
Напомним, с приходом осени для КАМАЗа закрывается федеральное финансирование по линии минтруда РФ, благодаря которому автогигант смог занять на временных работах около 27 тыс. сотрудников. Конвейер производства в летние месяцы работал по настроению - 7 дней в июне, 9 дней в июле, побить июльский рекорд, как видим, пока не получается. Однако массовых сокращений удалось избежать за счет 984 млн. рублей по федеральной программе поддержки занятости. Кстати, уточним для порядка, что две недели корпоративного отпуска при расчете субсидий на временные работы минтруд учитывал. Между тем сентября, когда КАМАЗ вновь окажется лицом к лицу с рынком, в городе ждут как страшного суда. На продолжение программы временной занятости КАМАЗ не рассчитывает, но и пессимизма по этому поводу не испытывает, судя по словам руководителя пресс-службы.
Об улучшении ситуации на КАМАЗе свидетельствует наметившаяся тенденция к росту заказа. В августе заказ подтвержден на 1,5 тыс. машин, в сентябре предварительный заказ - на 2 тыс. грузовиков
"В первом полугодии мы бились за программу занятости, потому что 60-процентное падение рынка - это шок, - пояснил Афанасьев. - В таких условиях мы, разумеется, не могли продолжать работать в режиме конца прошлого года на полной рабочей неделе. Перед нами стоял сложный выбор - сокращать либо людей, либо рабочую неделю. Сокращение недели ведет к уменьшению зарплаты, и программа временных работ, в которую мы вместе с Рустамом Нургалиевичем активно продвигались, позволила нам минимально травмировать людей. Это сработало, для работников шок смягчился".
Финиш программы от минтруда, конечно, не означает, что денежные потоки из федерального бюджета иссякают - поддержка автопроизводителей со стороны государства разнообразна. "Нам неинтересны программы, по которым просто выделяются деньги производителю, мы всегда выступали за программы, которые стимулируют рынок, - говорит руководитель пресс-службы ПАО "КАМАЗ". - В первую очередь это программы по обновлению муниципальных автопарков - коммунальной техники, автобусной... Естественно, в этом же ряду стоит и программа субсидирования газомоторной техники. На второе полугодие такие программы у правительства есть, государство выделяет серьезные средства. Мы, конечно, будем участвовать во всех этих программах".
Афанасьев напоминает, что сегодняшняя ситуация - и провальное первое полугодие, и первые шевеления покупателей - предсказывалась гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным еще на питерском экономическом форуме. "Когогин говорил о том, что негативные тенденции прошлого года - девальвация, затоваривание, массовые хаотичные закупки потребителей - дадут отрицательный эффект в первом полугодии. Оно завершилось, началось нормальное рыночное движение, пусть и не с докризисными показателями".
Mitsubishi вернулся в строй
Определенным признаком оживления рынка можно счесть и заявление федеральной прессе от СП "Даймлер Камаз Тракс Восток". Челнинский завод бренда Mitsubishi Fuso сообщил о возобновлении в сентябре производства малотоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso Сanter, которое было остановлено в конце марта. Напомним, в начале лета два камазовских совместных предприятия - "Мерседес Бенц Тракс Восток" и "Фузо Камаз Тракс Рус" - заявили о своем слиянии. После этого уже в начале июля руководство нового СП озвучило грядущее возобновление производства Сanter - наиболее успешного продукта челнинского завода, и вот теперь определился срок - начало осени. Как пишет ТАСС, пресс-служба компании со слов главы отдела маркетинга Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation Майкла Кэмпера заявляет о планах нарастить долю Mitsubishi Fuso в сегменте грузовиков грузоподъемностью от 3,5 до 16 т до 5% в течение этого года.
Сборочное производство Mitsubishi Fuso было запущено в Челнах в 2009 году. В 2011году объем сборки составил 1,7 тыс. грузовиков, однако в 2014 году его пришлось сократить до 900 машин. При этом руководство компании заявляло, что кризис и санкции не выгонят Mitsubishi из России. Слияние с производством своего основного акционера Daimler AG, судя по всему, оздоровило ситуацию на Fuso, а расчет на 5% рынка говорит о положительных прогнозах немецких и японских маркетологов. Не стоит забывать, конечно, что производитель малотоннажных грузовиков работает не в одном сегменте с КАМАЗом, однако сам по себе спрос на грузовики указывает на возрождение интереса к технике строителей и грузоперевозчиков.
"Многих КАМАЗ уже научил работать без него"
Неоднозначно оценивают перспективы рынка смежники КАМАЗа. Некоторые из них полны пессимизма и не верят в осенние чудеса, другие напоминают, что осень всегда была сезоном продаж для автопроизводителей.
Анатолий Цвеер - гендиректор ООО "Завод "Профтермо":
- Наша компания напрямую не зависит от КАМАЗа, мы выполняем услуги по термической обработке. Но от наших услуг зависят металлообрабатывающие компании, которые делают автокомпоненты. Мы находимся с ними в технологической цепочке, и по заказам видно, что эти компании на 70 процентов упали в своих объемах. Мы ищем другие рынки, в частности, среди нефтяников. Рынок к осени вряд ли оживится. КАМАЗу нужны рынки сбыта, а чтобы автомобили стали востребованы, нужно, чтобы промышленность заработала в полную силу. Это зависит от общей ситуации в стране, в экономике. Только вторичный рынок - запчасти - может как-то подтянуться.
Сергей Чернуха - директор по взаимодействию НП "Камский инновационный территориально-производственный кластер":
- Конечно, то, что КАМАЗ часто стоит, не сказывается на состоянии других предприятий положительно. Но могу с уверенностью сказать, что в целом у нас нет серьезного зацикливания на КАМАЗе. Многих КАМАЗ уже научил работать без него, потому что с оплатой за поставленную на автогигант продукцию довольно тяжело. Производители ищут новые рынки сбыта и находят их в наших бизнес-миссиях. Они переориентируются на более успешных производителей, нежели КАМАЗ. В основном это компании из соседних регионов. Есть также тенденция к диверсификации автокомпонентщиками выпускаемой продукции - например, в сторону строительства.
Будем надеяться, что осенью рынок автокомпонентов и рынок грузовых автомобилей оживут. Предпосылки имеются. Другое дело, что если рынок и поднимется, то ненамного. Тут же много зависит не только от экономической ситуации, но и от санкций Запада, которые применены к нашей стране. Они отчасти сдерживают клиентов КАМАЗа. Когда санкции будут отменены, наверное, жизнь для КАМАЗа станет полегче.
Сергей Шулико - гендиректор ЗАО "Камский завод электронных компонентов":
- Тяжело, конечно, сейчас производителям автокомпонентов, завязанных с КАМАЗом. Но как-то выживаем. Нам сложно, потому что у нас примерно 75 процентов продукции - это поставки на КАМАЗ. Но это не значит, что мы просто ждем, когда автогигант активизируется. Мы постоянно ищем новые рынки сбыта. В частности, работаем с УралАЗом. Кроме того, мы провели диверсификацию производства, занимаемся теперь еще и энергосберегающими технологиями, но поставки пока делаем только по Татарстану. КАМАЗ тоже должен заниматься диверсификацией, должен перенести свое производство автокомпонентов в город. Собственно, он это и делает, раз созданы такие площадки, как КИП "Мастер", но надо это направление усилить, тогда станет попроще. А вот добиваться дальнейшего финансирования из федерального центра КАМАЗу я бы не советовал - это расхолаживает.
Думаю, что с приходом сентября всем нам будет полегче. Предпосылки, что рынок оживится, есть. Кроме того, это ведь многолетняя практика, что в конце третьего квартала и в четвертом идет подъем у автопроизводителей. Ну а возвращение к уровню хотя бы прошлого года зависит от геополитической обстановки.
Фото: business-gazeta.ru