Несмотря на тот факт, что тахография в нашей стране явление весьма молодое, оно уже сумело обрасти разными тайнами, разнотолками и зачастую просто небылицами. В этой статье будет пролит свет на наиболее часто встречаемые заблуждения. Итак:
Миф №1. На автомобилях должен стоять тахограф с СКЗИ
Это не так. Тахограф является объектом технического регулирования и автокомпонентом. Это установлено Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза, далее ТР ТС, (п.65, таблица 4, приложение №1). Требования к конструкции объектов технического регулирования могут предъявляться техническими регламентами. Обязательные технические требования к тахографу определены п.65 приложения №10 ТР ТС и там нет ни слова о наличии в нем блока криптозащиты СКЗИ. В части 1 статьи 11.23 четко сформулировано нарушение требований закона: несоответствие тахографа установленным требованиям. В соответствии с ФЗ-184 "О техническом регулировании" соответствие требованиям, предъявляемым к объектам технического регулирования (тахографам), подтверждается сертификатом соответствия. В нашем случае Сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Такие сертификаты имеют не только тахографы с СКЗИ, но и тахографы наиболее распространенные международного образа (ЕСТР), которыми оборудованы большинство импортной техники, а также тахографы отечественного производства без СКЗИ. Проверить существование такого сертификата можно очень легко на сайте Росаккредитации. Также необходимо обратить внимание на статью 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании", где четко сказано, что нормативные акты (приказ №36) технического характера издаются органами исполнительной власти (Минтранс) и имеют только рекомендательное значение. На основе вышесказанного, если на автомобиле стоит тахограф европейского производства (даже если он в качестве носителя информации использует бумажную карту-тахошайбу), нет никаких причин менять его на тахограф с СКЗИ, так как установленный тахограф имеет сертификат соответствия или же он сертифицировался в составе транспортного средства, на котором он установлен, потому что без этой процедуры невозможно получить ПТС автомобиля.
Миф №2. Аналоговые тахографы (с "шайбами") запретят в 2018 году
Это не так. Тахограф, установленный заводом-изготовителем, а большинство аналоговых тахографов было установлено именно производителем автомобилей, прошел сертификацию в составе транспортного средства. Т.е. на момент производства (завоза тс на территорию России) этот тахограф соответствовал требованиям законодательства. Закон обратной силы не имеет в направлении ужесточения требований, поэтому будет незаконно требовать демонтажа и замены таких тахографов. К тому же наиболее распространенные аналоговые тахографы Kienzle 1318 и 1324 имели или имеют действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Также следует учитывать что демонтаж тахографа, установленного заводом-изготовителем, будет являться изменением конструкции транспортного средства. Согласно п. 10.5 приложения №8 ТР ТС демонтаж установленного тахографа запрещен.
Миф №3. Установка тахографа с блоком криптозащиты (СКЗИ) полностью снимет все проблемы связанные с тахографией
Это не так. Установка тахографа сСКЗИ поставит собственника этого транспортного средства на грань выживания. Один раз в три года необходима замена блока СКЗИ (п. 9 приложение 4, приказ Минтранса №36), что сопоставимо по стоимости с приобретением нового тахографа. Также необходима замена блока СКЗИ в каждом случае внесения изменений в Свидетельство о регистрации т/с (внесение изменений в конструкцию, замена государственного номерного знака, продажа автомобиля и т.п.). Далее после замены блока СКЗИ его необходимо хранить в течении 1 года (часть 10, п. 13, приложения 3 Приказ Минтранса №36). Хранение должно производится только собственником т/с, с которого был демонтирован блок СКЗИ (часть 2, п. 11, приложения 4 Приказа Минтранса №36). Хранение и эксплуатация блоков СКЗИ (как установленных в тахографе, так и демонтированных из него) осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 и Приказа ФАПСИ от 23 сентября 1999 года N 158. Также собственнику транспортного средства с установленном на нем тахографом с блоком СКЗИ необходимо получить Лицензию ФСБ России по 21 пункту Постановления Правительства №313 (письмо ФСБ РФ №149/3/2/2-17 от 15.01.2015). Отсутствие у перевозчика лицензии может привести его к Уголовной ответственности.
Миф №4 Можно поставить любой тахограф, даже китайский
Это не так. В настоящий момент контролеры не имеют должных знаний о соответствии тахографу законодательству. Однако так продлится не долго. К выбору тахографа необходимо подходить очень серьезно. Ведь тахограф, должен соответствовать установленным требованиям, т.е. иметь сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. И еще очень важное замечание: тахограф должен предоставлять юридически значимые данные, т.е. иметь Свидетельство о государственной поверке (ФЗ-102 О единстве средств измерений), а для этого он должен быть внесен в Реестр средств измерений. Проверить наличие тахографа в этом Реестре можно на сайте Росстандарта, введя слово "тахограф".
Миф №5. На автомобили оборудованные манипуляторами (бетоносмесителями, бетононасосами, кранами, а также принадлежащие сельхозпроизводителям) устанавливать тахограф не надо
Это не так. В настоящий момент тахографом должны быть оборудованы ВСЕ транспортные средства, осуществляющие перевозку по путевому листу (коммерческую перевозку), категорий N2, N3 и М2, М3, выпущенные до 31 декабря 2014 года (пункт 8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением правительств № 720, утратившего силу в настоящее время, но действующего в прошедшем). Автомобили выпущенные после 1 января 2015 года оснащаются тахографами заводами-изготовителями в соответствии с информацией в их ОТТС. Исключения в оснащении транспортных средств тахографами, которые присутствуют в соответствующих приказах Минтранса (36,273), относятся только к тахографам с СКЗИ, потому что в этих (36 и 273) приказах речь идет только о тахографах с СКЗИ . Это значит, что разрешено не оборудовать, например, манипулятор категории N2 (который попадает в исключения по Минтрансу) тахографом с СКЗИ, однако такой автомобиль обязан быть оборудован любым другим (соответствующим законодательству - имеющим сертификат соответствия Техническому регламенту) тахографом.
Миф №6 Тахография мешает работать перевозчику и вообще это зло
Это не так. Тахограф в первую очередь великое благо для непосредственного водителя транспортного средства. Когда система тахографии заработает в предусмотренном государством объеме, работодатель не сможет заставить водителя работать больше положенного времени, при этом водитель не рискует остаться без работы. Помимо этого уставший водитель - это опасность не только для участников дорожного движения, но и для самого работодателя, так как ущерб, который может нанести водитель, совершив ДТП по причине утомленности, не сопоставим с мнимой экономией, полученной благодаря нарушению режима труда и отдыха. Также не стоит забывать, что для отдыха водителям необходимы стоянки, которые сейчас в дефиците. Стоянки - это инфраструктура, рабочие места, активность населения - то, чего не хватает стране в настоящее время. Тахограф необходим в нашей стране. Это также подтверждается опытом стран, схожей с нашей протяженностью и качеством автомобильных дорог, а также менталитетом граждан - в Бразилии прошло более 6 лет как были внедрены тахографы. Результаты превзошли все ожидания.
В случае сомнений в предоставленной информации, а также необходимости в решении вопросов связанных с установкой, ремонтом (в том числе аналоговых), калибровке, государственной поверке тахографов всегда можно обратиться на сервисную станцию Группы компаний Надежный Контакт, расположенную в 10 км от Москвы непосредственно на Новорязанском шоссе.
Наш сайт www.6603060.ru, электронный адрес : 6603060@mail.ru
Фото: kik.infagrad.ru