Россия и Китай готовятся к 2025 году построить автостраду через Евразию от Тихого океана до Атлантики. Транспортный коридор уже окрестили новым "Шелковым путем". Дорога пройдет от Санкт-Петербурга до Пекина, через Казахстан. В пресс-центре ИД "Коммерсант" были оглашены подробности грандиозного проекта.
Разговоры о строительстве евразийской транспортной артерии ведутся с 90-х годов XX века. Китай стремился создать транспортный коридор, минуя Россию, через Среднюю Азию, Иран и Турцию. Конечной точкой, как и тысячелетие назад, виделся Стамбул-Константинополь. Однако разгоревшиеся на Ближнем востоке войны и меняющаяся политическая ситуация в регионе не позволяют проложить маршрут по традиционным местам исторического "Шелкового пути". Китай решил, что транспортная артерия Евразии пойдет на север, в порты Балтийского и Белого моря и в Санкт-Петербург.
Около часа пресс-конференции заняло объяснение, почему в условиях санкций Россия вынуждена присоединиться к строительству и искать поддержку на Востоке, привлекая китайские инвестиции в свою экономику. Директор института экономики и транспортной политики Михаил Блинкин считает, что интересы России и Китая во многом совпадают и необходимо вместе развивать Евразию в единое экономическое пространство от Лиссабона до Пекина.
Почти половина будущей евразийской артерии уже построена. Еще в 1990-е годы китайцы активно взялись за дело - из порта Ляньюньгань на Желтом море они потянули автостраду и вывели ее через пустыню Такла-Макан к границам Казахстана.
В 2004 году началось сквозное движение транспорта через Поднебесную, а длина магистрали превысила 4300 км. Примечательно, что автострада прошла вдоль 2-полосной автодороги, построенной в 1940-е годы советскими специалистами. Теперь Китай можно пересечь наискосок на автомобиле за 7 суток.
Долгое время правительство КНР искало партнеров, чтобы продолжить автомагистраль и вывести ее в Европу. В этом году отрылось окно возможностей и Россия подключилась к китайской инициативе.
Предполагается, что в евразийский "шелковый" коридор войдут части уже строящихся в России автомагистралей.
Тем самым повышается их статус, и растут перспективы успешной реализации дорожных проектов. В "пекинку" попала платная автострада Санкт-Петербург - Москва, строительство которой с переменным успехом ведется уже несколько лет. Далее путь пройдет по Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) до Ногинска.
Как отмечает председатель компании "Автодор" Сергей Кольбах,
в ближайшие годы предстоит наметить, спроектировать и возвести самый продолжительный и перспективный участок магистрали - от Ногинска до Оренбурга.
Решено строить новую трассу с нуля, в обход крупных городов по пустующим землям. Это быстрее и дешевле. В этом году начинается проработка проекта, к следующему лету завершится финансовое моделирование. К сентябрю 2016 года окончится предварительная проектная проработка. В феврале 2017 года произойдет закрепление маршрута в Схеме территориального планирования РФ. Далее в течение года будет готовиться документация будущих контрактов и конкурсов. И уже к середине 2018 года ожидается подписание постановления правительства о реализации проекта по выбранной модели. Летом 2018 года на участки выйдет техника, а
через 8 лет в 2025 году намечен ввод в эксплуатацию всей трассы.
Почему так долго? Участники пресс-конференции не скрывали, что чисто технически никаких проблем с трассой нет. Но слишком много сил и средств отвлечены на уже реализуемые стройки. К примеру, на автостраде Москва-Санкт-Петербург задействовано 14,5 тыс. человек и 7 тыс. единиц техники. Уже началось возведение восточной части ЦКАД, где приступят к работе 11 тыс. чел. и 5 тыс. единиц техники. В следующем году к ним прибавится еще одна "стройка века", а именно мост через Керченский пролив в Крыму, куда съедутся 10,5 тыс. рабочих и 6 тыс. единиц техники.
3 гиганта, возводимых одновременно, поглощают основную массу специалистов и техники в стране. Других кадров для автострады Санкт-Петербург - Пекин нет.
На их подготовку уйдет 2-3 года, но к тому времени как раз высвободится основная масса рабочих рук из Керчи и с новой "ленинградки". Вот тогда-то, чтобы не остаться без работы, они и отправятся на строительство глобальной Трансевразийской магистрали.
Планируется, что на участках от Ногинска до Оренбурга будут трудиться 31 тыс. человек и 11 тыс. единиц техники. По ценам 2015 года стоимость участка составит 784 млрд. руб. Если прибавить к расходам траты на ЦКАД и московскую платную магистраль, то
стоимость всей российской "пекинки" превысит 1,2 трлн руб.
Большую часть расходов понесет государство, но бремя расходов ляжет и на частный капитал в рамках концессионального партнерства. К финансированию работ приглашаются российские и китайские банки. Исполнительный директор ОАО "Газпромбанк" Павел Бруссер считает, что коммерческая составляющая дороги должна возрастать до приемлемого для инвесторов уровня. Не следует сразу отрицать возможность разных форм собственности у частей магистрали. С ним не согласны представители "Автодора", рассчитывающие встать у руля проекта и координировать его из единого центра.
Глава представительства государственного банка развития Китая в России Чэнь Цзяньбо уверен, что решение найдется, однако, иностранные инвесторы должны быть уверены в качестве работ, выполненных по тем нормативам, что уже доказали свою надежность в условиях сложного резко-континентального климата. Представитель китайской инжиниринговой компании СССС Бай Юньфэн высказался за привлечение к проектированию китайских специалистов.
Несмотря на уже обозначившиеся расхождения во мнениях все признают огромную перспективность трассы "Шелковый путь". Она пройдет по территории 23 субъектов РФ и даст дополнительные стимулы к их развитию. Начнет возводиться логистическая и коммерческая инфраструктура, возникнут рабочие места, появится шанс для развития плодородных земель юга России, не освоенных из-за недостатка федеральных трасс. В зону тяготения дороги попадут около 60 млн человек. Ожидается, что коридор потянет вверх и ВВП на 1,4% в год,
По прогнозам благодаря автомагистрали автопоток внешней торговли вырастет на 14% к 2045 году, а межрегиональный обмен товарами на 54%.
В целом, трасса обеспечит рост экономики Москвы и региона на 7,7% к 2030 году, Санкт-Петербурга на 8,5%, а Нижегородская область прибавит 7%.
Фото: 110km.ru