Визит на станцию техосмотра хотя бы раз в год - неизбежная процедура для всех водителей тяжеловесного транспорта. Как утверждает замдиректора ассоциации по проведению техосмотров "Transeksta" Аудрюс Глебус, в 2014 г. на всех литовских станциях техосмотра было проведено 38 419 проверок грузовых автомобилей категории N3. 18 процентов прибывших на техосмотр грузовых автомобилей получили замечания за неправильно отрегулированные передние фары.
Если смотреть чисто статистически, меньше всего проблем было обнаружено в грузовых автомобилях "Scania" - 73,3 проц. автомобилей этой марки прошли техосмотр с первого раза. Результаты "Mercedes-Benz" и "Volvo" несколько скромнее - соответственно 68,5 проц. и 67,8 проц. Следует отметить, что грузовые автомобили "МАЗ" и "КаМАЗ" справлялись с требованиями техосмотра довольно неуспешно - лишь 45,7 проц. "МАЗов" и 43,4 проц. "КаМАЗов" не пришлось возвращаться на повторный техосмотр. Ясно одно - грузовых автомобилей без технических проблем не бывает. Даже в относительно новой технике есть свои беды.
Светят неизвестно куда
Водители легковых автомобилей нередко сердятся на своих коллег за то, что они в автомобили явно не первой молодости устанавливают "псевдоксеноновые" лампы. Толку от них никакого - вместо того, чтобы освещать дорогу действительно ярким "дневным" светом, они только ослепляют других водителей и, таким образом, не улучшают, а ухудшают реальную видимость.
Производители грузовых автомобилей никогда за модой не гонялись. Они решали и решают вопрос о том, как найти оптимальное место для установки фар. Естественно, в новейших моделях грузовых автомобилей используются самые передовые технологии освещения, но тем не менее, и они не могут спасти грузовые автомобили от проблем на станциях техосмотра.
Из отчёта за 2014 г. видно, что 18 проц. прибывших на техосмотр грузовых автомобилей получили замечания за неправильно отрегулированные передние фары.
Примечательно то, что эта не делающая чести проблема зафиксирована в 6,3 проц. грузовиков производства 2012 - 2013 г.г. И она занимает первое место среди других наиболее часто встречающихся технических недостатков. С одной стороны, эта цифра не впечатляет, но если вникнуть в реальную ситуацию, это значит, что 1 из 15 довольно новых грузовых автомобилей непременно должен возвращаться на повторный техосмотр. На втором месте в списке недостатков стоит не проблема производителя, а результат неосмотрительности водителя - непригодный к использованию огнетушитель (или его отсутствие в автомобиле). По этой причине на повторный техосмотр должны были явиться 3 проц. автомобилей. На третьем месте - такие проблемы, как трещины в лобовом стекле, слишком высокая степень износа шарниров подвески и других элементов шарнирного соединения, а также утечка жидкостей. Эти недостатки были замечены в 0,9 проц. прибывших на техосмотр автомобилей.
В довольно новых автомобилях инспекторы ТО также отметили проблемы с рабочим тормозом (0,6 проц.). На 18-ом месте в списке проблем оказалась повышенная дымность двигателя (0,4 проц.).
В категории автомобилей 3 - 4-летней давности на первом месте также оказались неправильно отрегулированные передние фары (9,7 проц.). Если не считать непригодный к использованию огнетушитель (3,6 проц.) и непредъявленный страховой полис (3 проц.), то другой наиболее распространённый недостаток - слишком высокая степень износа шарниров подвески и других элементов шарнирного соединения - замечена в 2,4 проц. автомобилей. Утечка жидкостей и неравномерное функционирование рабочего тормоза были замечены в 2 проц. автомобилей этой "возрастной группы". Повышенная дымность двигателя в списке проблем этой категории автомобилей также оказалась на 18-ом месте. Замечания получили водители 1,1 проц. автомобилей.
Чем старше - тем проблем больше
В категории автомобилей 5 - 7-летней давности неправильно отрегулированные передние фары становятся серьёзной проблемой - эта неполадка обнаружена в 15 проц. грузовых автомобилей, а в грузовых автомобилях, изготовленных до 2006 г., эта проблема обнаружена в 23,8 проц. случаев.
Владельцы автомобилей этой "возрастной группы" должны обратить внимание на слишком высокую степень износа рулевой тяги и её гибких соединений (3-е место в двадцатке недостатков, 5,7 проц. автомобилей). Повышенная дымность двигателя становится серьёзной проблемой - 5,2 проц. автомобилей и 6-ое место в списке недостатков. Вслед за этим недостатком идёт слишком высокая степень износа шарниров подвески и других элементов шарнирного соединения (4,5 проц.), небезопасная, ненадёжно закреплённая или негерметичная выхлопная система (4,2 проц.)
На "почётных местах" в списке недостатков, обнаруженных в самых старых грузовых автомобилях, находятся проблемы с фарами и функционированием рабочего тормоза (неравномерное торможение обнаружено в 20,8 проц. автомобилей), утечка жидкостей (17,9 проц.), повышенная дымность двигателя (12,4 проц.) и проблемы выхлопной системы (12,3 проц.)
Возраст важнее чем пробег
Вы скажете, что в старых автомобилях проблем больше потому, что у них больше пробег. Но на такое утверждение у специалистов по техосмотру есть свой ответ:
в период между ежегодными техосмотрами больше всего километров - 158 689 в год - "накрутили" грузовики производства 2012 г. Интересно то, что новейшие автомобили эксплуатируются не очень интенсивно - среднегодовой пробег составляет 118 тыс. километров, между тем как техника 3 - 4-летней давности в среднем в год проходит 120 - 133 тыс. километров.
Грузовые автомобили старше 5 лет в среднем в год проходят 100 000 километров, а автомобили выпуска 2005 г. в 2014 году в среднем прошли 77 181 километр. Чем старше автомобиль, тем годовой пробег меньше, поэтому напрашивается вывод, что дефекты выявляются не только в зависимости от интенсивности их эксплуатации - возраст берёт своё.
Таблица наиболее распространённых дефектов грузовых автомобилей категории N3, выявленных во время техосмотров в 2014 г.:
Фото: mimi-gallery.com