← Автосервис, запчасти, шины

В России началась делокализация промышленной автосборки

Семь иностранных автокомпаний, занятых в производстве автокомпонентов для автозаводов России, не смогли выполнить требования по локализации производственных процессов в рамках заключенных соглашений о промышленной сборке. В результате действие этих соглашений приостановлено. Опрошенные "Известиями" участники рынка отмечают, что это первый массовый отзыв соглашений, связанных с производством автокомпонентов. Названия провинившихся компаний не раскрываются, но, как выяснили "Известия", среди них - американский поставщик радиаторов для КамАЗа.

Выросшие затраты поставщиков, особенно при продолжении негативного тренда, рано или поздно увеличат стоимость автомобилей российской сборки, полагают эксперты.
О приостановке действия соглашений сообщила "Известиям" помощник министра экономического развития Елена Лашкина. По словам Лашкиной, не все участники соглашений справились с ежегодной проверкой на достижение требуемого уровня локализации.
- По семи компаниям мы не выдали целевого соглашения <о продлении прав на таможенные льготы> на 2015 год в связи с невыполнением уровня локализации в 2014 году. Это компании, которые занимаются производством компонентов, среди них нет автопроизводителей, - рассказала она.
В Минэкономразвития отказались разглашать названия этих компаний, сославшись на коммерческую тайну. Представитель пресс-службы департамента автомобильной промышленности Минпромторга России на вопросы не ответил.
Соглашения о промсборке автокомпонентов на территории России были заключены в 2010-2011 годах приблизительно между 100 иностранными автокомпаниями и Минэкономразвития, из них примерно 80-90 предприятий эти соглашения применили - построили заводы в России. Полный список подписантов не разглашается. Согласно договоренностям, производители деталей для автопрома получают права на льготный импорт компонентов (по таможенной ставке - 0-5%; в обычном режиме - 13-17%) для производства готовых изделий при условии планомерного наращивания российской локализации: использования российского сырья, компонентов второго и третьего уровней, углубления процессов местной обработки изделия и пр.
Правительство со своей стороны кроме таможенных льгот предоставляет субсидии на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения, также иностранные автокомпании активно используют выгоды промышленных кластеров и особых экономических зон, дающих налоговые послабления. Проверка соблюдения уровня локализации заключается в расчете соотношения рублевой и валютной составляющих в цене готового товара, в формуле расчета локализации учитываются как компоненты и сырье, так и затраты на их обработку для создания компонента; в каждом случае эти пропорции и целевые сроки их выполнения индивидуальны. Минэкономразвития проводит проверки ежегодно в июне по итогам предыдущего года, и в зависимости от результатов выдается постановление о соответствии уровню локализации (необходимое для предоставления в Федеральную таможенную службу) либо о приостановлении режима промсборки.
По информации "Известий", среди отлученных от режима промсборки наиболее значимых для авторынка поставщиков значится компания "Модине Рус" (дочернее предприятие американской корпорации Modine), собирающая в Набережных Челнах радиаторы и модули охлаждения для КамАЗа. В "Модине Рус" сообщили, что вопрос о приостановке режима промсборки пока еще не решен.
- Насколько я знаю, мы еще не вышли (из соглашения о промсборке). Окончательное решение еще не принято, поэтому я бы не стал здесь возражать или какое-то мнение высказывать, - сообщил "Известиям" представитель компании.
В пресс-службе КамАЗа заверили, что никакие проблемы с промсборкой поставщиков не могут отразиться на стоимости грузовиков и автобусов челнинского автопроизводителя.
- Пока это никак не сказалось на работе предприятия. Что касается вопроса цен, то у нас договорные отношения и принцип работы такой: если цены поставщиков при соблюдении должного уровня качества нас устраивают, то мы с ними работаем. Если не устраивает цена, то мы начинаем переговоры и требуем, чтобы исполнялись договорные обязательства. В противном случае мы ищем других поставщиков. Нужно отметить, что в вопросах закупок комплектующих мы стараемся работать не с одним, а с несколькими партнерами, - рассказал "Известиям" руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Причиной отзыва соглашений о промсборке стали неактуальная формула расчета локализации и то, что чиновники не учитывают складские остатки предприятий, считает глава национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин.
- В частности, компании импортировали определенную номенклатуру на будущий год и у них был один объем, а в результате из-за спада производства удалось реализовать на заводы существенно меньшее число готовых деталей. Образовались складские остатки. А в формуле расчета локализации учитываются цены ввезенных компонентов, а не фактически реализованных, отсюда и падение уровня локализации, - объясняет Блохин.
В комитете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) отмечают, что
семь предприятий, лишившихся льгот, - это неприятная тенденция, которая может заметно сказаться в будущем.
- Сразу семь компаний - на моей памяти такое, похоже, действительно впервые происходит. Мы сейчас в некоторой степени стали заложниками ситуации, в которой оказались автокомпании и производители автокомпонентов - рынок сократился, а у всех бизнес-планы были привязаны к определенным объемам и теперь они нарушились. Кроме того, из-за резкого роста валютной составляющей поплыли локализационные показатели, - говорит председатель комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов.
В августе замминистра Минпромторга Александр Морозов говорил, что формула расчета локализации может быть пересмотрена с учетом изменения курса рубля. Однако до сих пор ничего не было предпринято, указали в АЕБ.
- Изменения обсуждаются, но официально ничего нового нет, формула какая была, такая и остается. Крупные компании считают, что российский рынок сохраняет свой потенциал развития, а у средних либо небольших фирм может не хватить запаса прочности, и они могут уйти с рынка. Если проблема с невыполнением требований по локализации станет системной, то в итоге это может повлечь удорожание автомобилей, - заключил Коссов.
Проштрафившиеся компонентщики могут вернуться в прежние условия достаточно быстро.
- Формально нет необходимости ждать наступления нового срока подачи отчётности, то есть середины следующего года. Компания в случае достижения уровня локализации и выполнения иных (ранее нарушенных) требований режима промсборки может подать все данные в Министерство экономического развития раньше (например уже в январе 2016 года отчитываясь за 2015 год) и претендовать на восстановление работы по преференциальному  режиму промышленной сборки, - уточнила руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper в России Вильгельмина Шавшина.
Фото: hancarparts.com
Известия