Каждая четвёртая фура едет по российским дорогам с превышением веса. Об этом свидетельствуют результаты всероссийской акции "На дорогу - без перегруза!". Она проходила во всех регионах страны с 28 сентября по 4 октября, и за это время нарушителей оштрафовали на общую сумму 27миллионов рублей. Официальные итоги Всероссийской акции были подведены на международном форуме "ДорогаЭкспо".
Оштрафовали на полмиллиона
В акции "На дорогу - без перегруза!" принимали участие специалисты Федерального дорожного агентства, Госавтоинспекции, Ространснадзора, представители администраций субъектов РФ и общественных организаций. Целую неделю они проводили выездные рейды по федеральным и региональным дорогам и вылавливали грузовики, которые ехали с превышением допустимой массы. Актуальность проведения всероссийской проверки была обусловлена тем, что с нарушением весовых параметров по нашим дорогам едет около 27 процентов грузовиков и более четверти федеральных магистралей эксплуатируется с превышением расчётной интенсивности движения и нагрузки. Из-за этого идёт их ускоренное разрушение, и дороги требуют постоянного ремонта и обслуживания.
Максимальный штраф для нарушителей составил пятьсот тысяч рублей, а некоторые фуры во время проведения акции отправляли на временные стоянки. Там они находились до устранения выявленных нарушений.
По итогам рейдов больше всего нарушений весовых нормативов выявлено в Приволжском федеральном округе - 577 машин с перегрузом.
На втором месте оказался Центральный федеральный округ - 489 нарушителей, на третьем - Сибирский федеральный округ. В пятёрку антирейтинга попали также Южный федеральный округ - 460 нарушений и Северо-Кавказский федеральный округ - 335 машин с "лишним весом".
"Огромное количество грузовиков едет по российским дорогам с нарушением допустимых весовых параметров. Наша задача - уменьшить число перегруженных фур до среднеевропейского уровня 2-3 процента. Чтобы обеспечить сохранность наших дорог и избежать преждевременного образования трещин и ям, мы стремимся к тому, чтобы полностью исключить подобные нарушения", - пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.
Слово за депутатами
По результатам анализа работы межведомственной группы Росавтодор подготовит предложения о внесении некоторых важных изменений в федеральное законодательство.
Во время проведения акции стало очевидно, что с дорожных ревизоров необходимо снять ответственность за обеспечение сохранности груза при задержании транспортных средств. Кроме того, необходимо ужесточить требования в отношении грузоотправителей и ответственность водителей за отказ от прохождения взвешивания машины на электронных весах. Эти и многие другие предложения будут переданы на рассмотрение Государственной Думы.
Также известно, что
к 2018 году на федеральных дорогах, протяжённость которых на сегодняшний день составляет 48,8 тысячи километров, появится 120 пунктов автоматического весогабаритного контроля. В перспективе их количество будет увеличено до четырёхсот, что соответствует зарубежной практике.
В странах Европы и США на каждую тысячу километров приходится по восемь контрольных точек взвешивания крупногабаритного транспорта. Автоматизированные посты весогабаритного контроля позволят проводить круглосуточные проверки в любую погоду и исключить влияние человеческого фактора при их проведении.
Перевес в двадцать тонн не предел
Незаконное передвижение грузовиков с превышением допустимой весовой нормы наносит серьёзный урон автомобильным дорогам. По оценке экспертов, проезд одного двенадцатитонного грузовика по своему воздействию на дорожное полотно равен проезду по трассе пятидесяти тысяч легковых автомобилей. Сотрудники дорожных служб часто останавливают фуры с превышением массы на двадцать, тридцать, сорок и даже пятьдесят тонн, и не трудно представить, что происходит с дорогой, которая оказалась под колёсами такого автомобиля.
Только за прошлый год дорожными пунктами весового контроля было зафиксировано более одного миллиона грузовых автомобилей, ехавших с нарушением весовых нормативов.
В целом размер ущерба от автотранспорта со сверхнормативным весом составляет 2,6 триллиона рублей в год, а это почти в два раза превышает годовой объём финансирования дорожных фондов всех уровней.
Для поддержания федеральных магистралей в нормативном состоянии каждый год Росавтодору приходится направлять большую часть имеющихся в его распоряжении бюджетных средств. Так, например, в 2015 году на ремонт и капитальный ремонт почти девяти тысяч километров трассы было выделено 134 миллиарда рублей.
Специалисты Росавтодора также подчёркивают, что современные вновь строящиеся дороги рассчитываются на нагрузку одиннадцать тонн на ось, однако из-за накопленного в предыдущие годы недофинансирования дорожно-строительных и ремонтных работ российская дорожная сеть долгие годы не успевала за быстрым ростом тяжеловесного автопарка грузоперевозчиков. Только с 2014 года на ремонт и содержание федеральных дорог государство стало выделять 100-процентное финансирование, но эффективными эти вложения будут только в том случае, если специалистам удастся обезопасить обновлённые дороги от проезда сверхнормативных транспортных средств. К концу этого дорожного сезона общая протяжённость федеральных трасс в нормативном состоянии увеличится до 62 процентов.
Итоги акции
20 тысяч грузовых автомобилей - проверено
5 тысяч нарушений - выявлено
27 миллионов рублей - общая сумма штрафов
Фото: Пресс-служба Федерального дорожного агентства