Рейтинг Doing Business-2016 показал, что Россия по ведению бизнеса занимает 51-е место среди 189 стран. Наибольшее падение произошло по показателю "Мировая торговля", где Россия опустилась до 170-го места. С момента создания "дорожных карт" по этому показателю Россия даже ухудшила свои позиции - так, в 2012 году мы занимали 162-е место, а в этом году уже только 170-е.
Такое падение вызывает вопрос, что же сделано для участников внешнеэкономической деятельности за последние годы. С июня 2012 года, когда правительством была утверждена "дорожная карта" "Совершенствование таможенного администрирования", удалось сделать очень много: существенно сокращено как время таможенного оформления, так и форма предоставления запрашиваемых документов. Сегодня все документы обязаны храниться в электронном виде и при подаче декларации достаточно указать ссылку на электронный архив таможни, в котором хранятся копии документов.
Распоряжениями ФТС России была внедрена технология удаленной уплаты таможенных платежей, то есть теперь, если груз находится во Владивостоке, а декларант в Москве, не нужно делать платежные поручения во Владивостокскую таможню, а можно, используя платежные системы, провести оплату таможенных платежей и НДС из офиса декларанта. Кроме того, результаты "контрольных закупок", проведенных предпринимательским объединением "Клуб лидеров", показали, что в соответствии с пунктом 1 "дорожной карты", а также приказом ФТС России от 5 декабря 2013 г. N 2299 представители таможенных органов перестали запрашивать паспорт декларанта при условии подачи декларации на товары в электронном виде, подписанной электронной подписью. Тем не менее, несмотря на все положительные моменты, остается ряд тем, которые очень волнуют бизнес.
Сейчас идут дискуссии по количеству предоставляемых документов при таможенном оформлении.
ФТС России нужно издать нормативный акт, в котором четко был бы прописан список документов, необходимых при декларировании, на товары, которые не попадают под меры дополнительного контроля, и товары, к которым применяется дополнительный контроль.
Причем в проведении меры дополнительного контроля должен отсутствовать субъективный фактор, а контроль должен быть выявлен системой управления рисками. Это позволит четко понимать, какие документы нужны при таможенном оформлении и что может дополнительно запросить инспектор. Отсутствие такого перечня приводит к тому, что все достижения таможни в течение года сводятся на нет на отдельных таможенных постах, когда инспектор может запросить любое количество документов, сославшись на меры дополнительного контроля в рамках Таможенного кодекса.
Отдельно коснусь таможенной стоимости. В адрес таможни мы часто слышим: "Таможня должна увеличить собираемость таможенных платежей в бюджет". В результате таможне приходится проводить корректировки стоимости ввозимых товаров, увеличивать план по сбору денег, тем самым вызывая недовольство у бизнеса. Неужели кроме таможенной службы больше некому собирать налоги?
Средневзвешенная ставка по таможенным пошлинам 6,5%, а внутренний налог на прибыль 20%.
Так с какой базы государству выгоднее получить налог? Мне кажется, нужно оставить вопрос контроля таможенной стоимости в покое, а усилия направить на контроль уплаты налогов после завершения таможенного оформления.
Конечно, могут найтись противники такого подхода. Сейчас идут разговоры, что НДС с ввезенных товаров будет брать не таможня, а Федеральная налоговая служба напрямую. Таможне останутся только пошлины, акцизы и сборы. Считаю это предложение положительным. Действующая система ведет к искажению статистики. Таможня показывает, сколько она собрала денег в бюджет, но часто по суду идет возврат излишне уплаченных сумм и в итоге невозможно понять, сколько собрали, потому что взимала таможня, а отдавал минфин.
Отдельные вопросы у бизнеса вызывает использование платежных карт и обоснованность их тарифов. Так, сейчас удаленная оплата возможна с помощью операторов таможенных платежей "Мультисервисная платежная система" - таможенная карта РАУНД и "Таможенная карта". Многие предприниматели говорят о необходимости снижения тарифов. Хотя качественная услуга должна стоить денег. Тем более в ситуации, когда две системы конкурируют друг с другом, тарифы не могут быть завышенными. Я больше поддерживаю другое предложение - разрешить оплату таможенных пошлин и НДС банковскими картами.
Еще один огромный пласт работы, который только предстоит выполнить, - бывший пункт 19 "дорожной карты" "Разработка плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах". Он должен был быть реализован в ноябре 2013 года. Но сейчас из одного пункта вырос целый план с большим количеством мероприятий, которые затрагивают практически все вопросы работы в морских портах, начиная от встречи судна, определения границы порта, выгрузки контейнеров и заканчивая выдачей контейнера из зоны таможенного контроля. В морских портах работает очень много ведомств - у каждого свои задачи, свои внутренние документы. Все это нужно привести к единому знаменателю.
При этом сами таможенные терминалы не всегда идут в ногу со временем. Все нормативы по сохранности товаров и обеспечению качественной выгрузки и погрузки для товаров, имеющих особые условия хранения, написаны много лет назад. Очень хочется, чтобы ФТС обязала привести все терминалы в соответствие с современными требованиями.
Здесь много аспектов, связанных с особенностями отдельных групп товаров. Есть требования минздрава по хранению медикаментов, Росалкогольрегулирование предъявляет свои требования. ФТС нужно добиться полного отказа от хранения товаров в контейнерах и перейти на хранение исключительно в стационарных холодильниках. Таможенные терминалы не должны быть просто стоянкой, необходимо разработать регламент по обу-стройству складов временного хранения.
Автор - замглавы рабочей группы дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования"
Фото: tks.ru