Во вторник вечером необычный караван с 50-метровой трубой (на языке специалистов - колонной абсорбции) прибыл в Гродно. Водитель большегруза MAN точно по графику въехал на территорию предприятия - польская фура, литовский тягач и белорусские сопровождающие доставили заказчику самый крупный элемент нового цеха азотной кислоты, который вступит в строй в 2018 году. Так закончилось путешествие стального гиганта из чешского Мельника в Беларусь, начатое еще минувшей осенью.
Доставлять за тысячу километров почти 200-тонную башню высотой с шестнадцатиэтажный дом и диаметром свыше шести метров довелось польским перевозчикам. Директор кампании MTD Казимеж Скуратович в подобном деле далеко не новичок.
- Наша фирма оказывает услуги по перевозке крупногабаритных грузов с 1981 года. Как всегда, тщательно проработали маршрут. Гигантская труба сначала сплавлялась на барже по Эльбе до Гамбурга. Оттуда на пароме по Балтийскому морю до Клайпеды. А уже из литовского порта по суше в Гродно. Мы сотрудничаем с 25 странами Европы - от Молдовы и Турции до Англии и Франции - сейчас есть заказ даже из-за пределов нашего континента. Обязательно подчеркните, на всем пути следования груза мы были единым слаженным интернациональным коллективом, а работа белорусской ГАИ, дорожников, электриков и других служб вызывала искреннее восхищение. Всё было организовано четко и на высоком уровне, - говорит Казимеж Скуратович.
Доставка самого крупного элемента нового цеха - только часть большого дела. Заместитель генерального директора ОАО "Гродно Азот" Гарий Липский поделился новостью: установка доставленной из Чехии гигантской колонны начнется в середине марта.
- Площадка уже готова. Для монтажа конструкции потребуется доставить из Мозыря 650-тонный подъемный кран, а также подготовить фундамент для башни - на это уйдет 22 тонны стальной арматуры и 750 кубометров бетона, - сообщил Гарий Липский.
Белорусское издание TUT.BY встречало огромную колонну около Озер, населенного пункта в 25 километрах от Гродно. Когда журналисты приблизились к агрогородку, оказалось, что подъезды к нему уже перекрыты. Легковушки терпеливо ждали на обочине, когда проедет колонна в сопровождении машин с оранжевыми маячками.
Свое неспешное путешествие по суше караван начал 11 января в литовской Клайпеде. Туда большую трубу доставили из Германии по морю, а уже потом загрузили на специальную платформу и повезли на гродненское предприятие.
Когда грузовик с гигантской трубой вынырнул из-за поворота, у всех на мгновение захватило дух. Огромная башня была чуть ли не вровень с макушками больших деревьев. Ее высота вместе с платформой - 7 метров 20 сантиметров. В какой-то момент показалось, что я присутствую на съемках передачи канала "Дискавери" "Гигантские перевозки" - настолько нереальной была картина, увиденная нами на обычной дороге Гродно - Озеры с обычным транспортным потоком.
Осторожно, даже филигранно, водители везли необычный груз по белорусским магистралям. Наиболее оптимальный маршрут долго выбирался и тщательно выверялся.
- Все нынешнее путешествие заняло 9 дней. Это не первая наша перевозка таких негабаритных грузов, - рассказал TUT.BY директор фирмы, которая и занималась перевозкой огромной трубы по Беларуси и Литве, Казимеж Скуратович.
Вместе с тягачом и полуприцепом "караван" весит 288 тонн. А вес самой трубы - 166 тонн. Длина ее - 50 метров. Установленная, она будет вровень с 16-этажным домом.
Путь был выбран таким образом, чтобы тяжеловес нигде не попал на мост и чтобы везде вписался в рельеф местности. По Литве супертрубу перемещали ночью, а в Беларуси эта огромная индустриальная башня передвигалась днем. Ее сопровождала целая команда специалистов: водители-поляки и эксперты из Беларуси.
- Прям целая спецоперация! - удивляюсь я, когда колонна проезжает мимо меня по агрогородку Вертелишки.
На всем пути следования башни, как в Литве, так и в Беларуси, оказывается, в придорожных населенных пунктах отключали электричество, демонтировали дорожные знаки и поднимали провода.
По территории Беларуси колонна двигалась в основном по дорогам местного значения. Это связано с тем, что на новых трассах крупногабаритный груз просто не смог бы проехать на развязках под автодорожными мостами. Команда, сопровождавшая трубу, действовала слаженно. Караван плавно вписывался в повороты.
По территории Беларуси этот уникальный груз должен преодолеть больше 300 километров. Маршрут не из легких, от пункта пропуска на белорусско-литовской границе в Витебской области до Гродно автопоезд перемещается по объездным дорогам. Из-за своих габаритов и массы выезд международные трассы строго запрещен.
Павел Ярошко, мастер Ивьевских электрических сетей:
Груз не габаритный, приходилось поднимать провод штангами электроизоляционными. В целом все прошло без казусов. Отключались линии, где не получалось приподнимать провода штангами, проводился демонтаж с последующим монтажом.
Алексей Кашкевич, работник Дорожно-эксплуатационного управления №55 Лида:
Наша задача была срезать знаки, где мешают, которые мешают проехать грузу. Потом груз проезжает, мы ставим их на место.
Казимир Скуратович, директор транспортной компании (Польша):
Длина автопоезда 80 метров, это очень много. Его высота 8 метров, а ширина 6. Приходится медленно двигаться, быть очень внимательными, чтобы ничего не нарушить и не повредить груз. На дороге много поворотов, опасных участков в этот главные трудности. Но это не особенность Беларуси, с такими проблемами мы сталкиваемся во всех странах, где работаем.
Со стороны казалось, что каждый перекресток - это просто невыполнимая задача. Как же 50-метровая труба успешно повернет и не заденет никаких коммуникаций? Но караван медленно преодолевал все препятствия на своем пути. Интересно, что даже перед "лежачими полицейскими" колонна притормаживала и потихоньку переезжала этот участок дороги, неизменно собирая за собой целую вереницу легковушек. Ведь объехать ее было проблематично - дороги достаточно узкие и, конечно же, не предназначены для такой мощной техники.
За основным тягачом ехал мощный MAN с жесткой сцепкой, который в случае необходимости мог подтолкнуть груз в гору.
Около пяти вечера автоколонна наконец добралась до проходной "Гродно Азота". Тут она вызвала настоящий ажиотаж. Люди фотографировались на фоне трубы, восхищались размерами, а мы напоследок решили посчитать колеса, которые везли эту огромную конструкцию. Оказалось, платформа и тягач вместе - это 28 осей, в каждой из которых по 8 колес. Всего 224.
По материалам белорусских СМИ: TUT.by, Беларусь сегодня, ctv.by
Фото: tut.by, ctv.by, sb.by