Транспортным компаниям, успевшим оформить свои заявки на получение бортовых систем "Платона" до начала действия системы, повезло больше других. Такие перевозчики успели "обкатать" систему и сделать первые выводы. Одна из таких компаний - ООО "ТРАСКО", существующая на рынке грузоперевозок с 1995 года, в Перми филиал компании ведет свою деятельность более 15 лет. О недостатках и преимуществах "Платона" Properm.ru рассказал руководитель филиала транспортной компании "ТРАСКО" в Перми Денис Кива.
- Возникали ли проблемы на этапе внедрение "Платона", и как это отразилось на деятельности компании?
- На нашей компании ввод системы взимания платы отразился не так ощутимо, как на других перевозчиках. 90% всех наших перевозок - международные (Западная Европа, Скандинавия, Китай), 10% - внутрироссийские. После утверждения проекта властями мы поняли, что отменить ввод системы в эксплуатацию вряд ли удастся. Заявку на получение бортовых устройств для системы мы оформили в октябре, процедура прошла достаточно быстро. В течение недели получили устройства, и к 15 ноября наш парк из трехсот 20-тонных автопоездов был ими оборудован.
- Действительно ли некоторые перевозчики сейчас не могут получить бортовые устройства?
- Такая проблема есть, до 15 ноября заявки оформляли единицы. Все надеялись на отмену или хотя бы перенос срока действия закона. Сейчас в связи с повышенным спросом устройств не хватает, их нет в наличии. Тех, кто пишет заявки на получение и регистрацию, пока игнорируют, не объявляя никаких сроков. Заявки висят в ожидании не только в Перми, но и в других регионах. Сколько таких компаний - сказать сложно, такой информации нет в открытом доступе. Чувствуется неготовность к большому спросу.
- Какой выход есть у тех, кто не успел вовремя подать заявку и оказался в электронной очереди?
- Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы. Первая - через использование бортового устройства, вторая - через использование маршрутных карт. Если вы не успели получить бортовое устройство, а ездить нужно и получать штраф не хочется, то придется оформлять и оплачивать маршрутные карты.
Внести плату, пополнив лицевой счет, можно через личный кабинет на сайте системы "Платон" или в центре информационной поддержки пользователей, а также через терминалы самообслуживания. При оформлении маршрутной карты владелец машины указывает начальный и конечный пункты поездки, дату и время начала движения по маршруту; регистрационный знак автомобиля, на который оформляется маршрутная карта, и номер свидетельства о регистрации большегруза.
- Можно ли избежать штрафа и внести изменения в маршрутную карту?
- Нет, действующую карту можно только отменить и создать новую. Сделать это можно в любой момент до окончания поездки, указанного в карте. Через личный кабинет или обратившись в колл-центр. Но обменять маршрутную карту нельзя. Чтобы изменить маршрут пользователь должен отменить маршрутную карту до времени начала поездки, указанного в маршрутной карте при ее оформлении, и оформить новую карту, это делает работу неудобной.
- Удобны ли в использовании бортовые устройства?
- С ними гораздо проще, устройство представляет собой ГЛОНАСС/GPS, GSM модули. Расчет платы и автоматическое списание денежных средств с Лицевого счета происходит на основании данных о движении транспортного средства, которые поступают в систему от Бортового устройства. Внешне прибор напоминает видеорегистратор.
- Какие недоработки в системе вы заметили за два месяца ее использования?
- Интересно, что позиция "Платона" и его разработчиков заключается в том, что ошибок у них нет. На принятые от пользователей жалобы, в компании аргументированно отвечают, правда с разной долей убедительности.
У нас возникали некоторые вопросы к работе системы. Например, когда две машины шли рядом по одному маршруту, списание средств при этом было разное.
Нам на это ответили, что причина в расчетном часе, так называемой "отсечке", после которой начисления переходят на следующий день. Условно, если одна машина проехала в 23:00, вторая по этому же участку позже, то списание пройдет следующей датой, отсюда и возникла разница. Мы это перепроверим и будем контролировать.
- Видите ли какие-то преимущества в системе?
- Несмотря на многие негативные моменты "Платона" я лично вижу и позитивные стороны во внедрении системы, во всяком случае для такой крупной компании как наша. Сейчас более половины зарегистрированных в системе пользователей - физические лица. Большинство из них как раз участвовали в прошедших пикетах, акциях, забастовках.
Проблема крупных компаний в том, что у них много накладных издержек. Крупные компании работают только "в белую" по безналичному расчету. У мелких компаний затрат меньше, они не платят налоги, не страхуют ответственность перевозчика, но они заманивают клиента низкими ставками.
Соответственно часть рынка находится в руках таких частников, которые работают "за наличку", а это не совсем честная конкуренция.
Сейчас частникам придется показать свои маршруты, открыть карты государству, в том числе и налоговой. Конечно, это не выгодно "физикам". До внедрения системы любой мог купить фуру, вести бизнес и говорить при этом: "Я не езжу, заказов нет, ничего не получаю, вот и налогов не плачу". Сейчас к таким владельцам большегрузов появятся вопросы. 15 тыс. км за месяц на 12-тонном грузовике человек явно не для своих целей на дачу наездил. Внедрение системы - шаг в сторону легализации бизнеса грузоперевозок. На сегодняшний день, к сожалению, очень большая доля рынка грузоперевозок "в тени".
- Сколько транспортных средств среди автопарка большегрузов в России, зарегистрированных в системе принадлежит физлицам?
- По данным "Платона", в декабре в государственной системе взимания платы прошли регистрацию более 19 тыс. владельцев "12-тонников" с общим парком в 34 тысячи транспортных средств. Из них 64% - физические лица, 15% - индивидуальные предприниматели и 21% - юридические лица. Всего в системе "Платон" зарегистрировались 123 тыс. владельцев транспортных средств с общим парком в 650 тыс. автомобилей.
- Как относитесь к идее сделать и региональные дороги платными для большегрузов?
- Мне кажется, для начала надо посмотреть, что будет с этим проектом. На мой взгляд, достаточно федеральных. Федеральные трассы действительно сейчас пытаются объезжать по региональным дорогам, но, во-первых, не везде есть дублеры, во-вторых, это потеря во времени. Я не думаю, что многие компании будут прибегать к объездным путям.
- Считаете ли целесообразным проведение митингов и протестных акций?
- Обсуждать то, что происходит, нужно и можно, но делать это необходимо конструктивно.
В прошедших митингах и пикетах есть положительные моменты. Например, это привело к отсрочке введения полноценного тарифа (3,73 р/км) до марта 2016. Та же ситуация со штрафами.
- Как относитесь к идее отмены транспортного налога?
- Положительно. На мой взгляд, следует отменить транспортный налог, средства, которые собирает "Платон" - весьма существенные. Второй момент - Если у меня есть машина, но она не работает, почему я должен платить транспортный налог?
- Насколько произошло удорожание перевозок?
- Тарифы и ставки должны были повыситься, но у нас пока это процесс идет очень туго. Не все клиенты готовы переплачивать из-за введения системы. В марте, когда поменяется тариф, возникнет еще больше вопросов. У нас вопрос стоит не так остро, потому что 90% перевозок - это "международка". Рейсы довольно дорогие, проходят не только по территории России, но и по Европе.
Для международных перевозок текущее повышение в процентном соотношении несущественное, в среднем примерно на 1-2%. Совсем другая ситуация у тех перевозчиков, для кого основной бизнес - перевозки по России.
- Один из основных аргументов митингующих - повышение цен как следствие внедрения "Платона". Что вы думаете по этому поводу?
- Так было всегда, всегда так будет, и ничего с этим не сделать. Об этом должны думать в правительстве. В сфере бизнеса мы переживаем за то, что нам клиенты не всегда готовы компенсировать эти затраты.
- Вы верите в то, что средства, собранные "Платоном", будут направлены по целевому назначению?
- Сложно сказать. Хочу верить. Но время покажет. Вообще, конечно, вспоминается ежегодное закрытие дорог для большегрузов на период весенней распутицы. С 01 апреля на 45 суток закрывались дороги для проезда грузовиков. Объяснялось это так - снег тает, дорожное покрытие слабое, много грунтовых вод, и, чтобы дороги не портить, ездить не будем. 45 суток - это приличный срок, так вот власти ввели платные пропуски. Эти деньги якобы шли на восстановление дороги, которую ты портишь в период весенней распутицы. На что реально уходят собираемые деньги - неизвестно, но с дорогой ничего не происходит. Отсюда и закрадываются сомнения, что с "Платоном" может случится нечто подобное. Зависит от того, насколько эффективно будет организована система и контроль за ее эксплуатацией, особенно в сфере расходования собранных средств.
Фото: properm.ru (серая коробка, прикрепленная к лобовому стеклу, и есть бортовое устройство).