Несмотря на сжатые сроки, в которые она создавалась, система сбора платы с грузовиков работает достойно, уверен совладелец "Платона" Андрей Шипелов. Об этом и других своих проектах он рассказал РБК.
"Процент сбоев совершенно незначительный"
- В офисах "Платона" стало спокойнее? В новогоднем мониторинге была только атака на офис в Оренбурге.
- Мы постоянно анализируем статистику, в том числе обращений в call-центр. Среднее время разговора снизилось. Если раньше было 290 секунд, то сейчас 160. То есть уже все понимают, как работать с системой. Изначально офисы просто пустовали, никто не обращался. Огромный шквал пошел за три дня до начала работы системы, все в последний день побежали, выстроились очереди, это вылилось во всеобщий гнев. Подобное свойственно внедрению любых новаций.?
- Когда внедряли "Платон", часто вам звонили и спрашивали? Первые две недели были тяжелые?
- Да, звонков было много. Все, кто имеет отношение к проекту, от кого что-то зависит, отменили отпуска. Мы были здесь, дома или в офисе, но всегда на связи.
- На Новый год отдохнуть удалось?
- Я из Москвы не уезжал.
- Кто писал программу для "Платона"?
- Весь продукт написан полностью в России.
- Это была большая компания?
- Это не была одна команда. Всего в проекте принимало участие 35-36 компаний. Интегратор, как это обычно бывает, это та команда, которую мы в проект пригласили. У них за плечами опыт внедрения крупных российских систем, на выборах и так далее. Также в проекте участвовало порядка 15 человек - обычных физлиц с опытом внедрений.
- Они у вас в штате?
- Есть в штате, есть мои советники по направлениям. Закрывать все в одну компанию неэффективно, нужно интегрировать. "Платон" - единственная система такого масштаба, объема информации, технических требований, которая создана полностью на открытых кодах. Она не имеет ни одной лицензии. Мы создали продукт, который не несет внутри финансовой и экономической нагрузки в будущем. Там нет никаких иностранных лицензионных продуктов.
Как акционеры мы считаем, что проект с технической точки зрения получился хороший. Интерфейс пользователя удобный, я сам частенько его тестирую.
- У вас есть грузовик?
- Я тестирую ее с компьютера, ежедневно получаю статистику, вижу все обращения, недовольства и прочее. Поэтому мы постоянно корректируем какие-то вещи.
- Концессионер, по условиям соглашения, получает в год 10 млрд руб. Какая часть из этих денег ваша прибыль?
- Доходность сейчас обсуждать рано, не позволяет волатильность, которая сейчас на рынке. Даже несмотря на то, что мы значительно снизили валютную составляющую, она остается.
- Какая примерно?
- Изначально на конкурсе валютная составляющая была 80%. Мы перед собой ставили задачу снизить эту нагрузку: до 30% - валютная и 70% - рублевая. Думаю, что сейчас мы добились более значительного показателя: около 20% - валютная и 80% - рублевая составляющая. И мы ее продолжаем снижать.
- За счет чего?
- Во-первых, полностью ушли от всех лицензионных продуктов. Когда это был конкурс, мы проводили технологический аудит, было где-то 20-30 лицензий. Лицензионные сборы в год составляли бы порядка $15-20 млн. Это значительно. Во-вторых, в новой партии бортовых устройств поставили задачу не увеличивая себестоимость заменить компоненты теми, в которых ниже валютная составляющая.
- А кто производит бортовые устройства?
- Несколько предприятий. Мы проводили конкурс, порядка пяти-шести компаний участвовало в первом туре. Но здесь мы тоже наткнулись на проблему: очень мало компаний разрабатывает действительно российский продукт, который имеет либо патент, либо защиту новизны и не слизан с мировых игроков. Были компании, которые вышли на наш конкурс с иностранным продуктом в российском корпусе. Первые 200 тыс. бортовых устройств произвела компания "Центрсвязьинформ", у них завод в Санкт-Петербурге.
- Вы их обкатали на крупных перевозчиках?
- Времени обкатывать не было, то есть год на все - разработать, внедрить. Как правило, такие устройства можно обкатать на стендах. Это стенды завода "Центрсвязьинформ". Какие?то выборочные партии раздавались фокусным группам и тестировались в реальных условиях. Устройство за это время, по нашим данным, менялось раза четыре. Нужно было сделать прибор вандалоустойчивым, то есть его невозможно разобрать без потери данных. Огромные требования предъявлены к криптозащите, персональные данные полностью защищены. Практически невозможно отследить маршрут автомобиля нелегально.
- В смысле сигнал защищенный?
- Да. Защищена информация внутри устройства, защищен сигнал. Иностранных аналогов не существует.
- Вопрос по концессионному соглашению. Алексей Навальный в конце прошлого года опубликовал одну из его версий. Действительно ли это то самое соглашение? По нашим расчетам, получается, что плата концендента не может быть меньше 9,5?млрд руб. в год, а если сумма штрафов выше, то они переносятся на следующий период. Так?
- 9,5? млрд руб. - сумма, которая легла в основу расчета всего проекта, она выверена с заказчиком, утверждена, значительная ее часть - это модернизация, фонд оплаты труда, сервисы и все остальное. Плата за обслуживание кредитов, возврат кредитов и доходность инвесторов, которая находится на уровне 10-12% в рублях. Это внутренняя доходность проекта.
"Этот рынок на ближайшие десятилетия - миллиарды рублей"
- Как вы заинтересовались идеей, которая вылилась в "Платон"?
- "РТ-Инвест" интересуется всеми сегментами, где есть глубокое проникновение технологий в рынок. "Платон" - это часть транспортной телематики, которая может быть точкой роста - чтобы в стране в принципе появилась собственная продукция в этой сфере. К сожалению, слишком многое делается неправильно: ведь можно было бы помимо создания больших технологических систем параллельно развивать внутренний спрос.
- Давно вы поняли, что это перспективный рынок?
- Мы этим занимаемся с 2012 года. Системой взимания платы с грузовиков заинтересовались в 2013-2014 году.
- То есть вы узнали, что готовится конкурс, и поняли, что в этой сфере есть бизнес?
- Мы поняли, что этот рынок на ближайшие десятилетия - миллиарды рублей. Если это будут иностранные компании и иностранные продукты, тогда российским компаниям остается только перепродавать их решения. Обычная спекуляция: купили, вложили, дороже продали - ничего российского не появляется. Мы стремились к тому, чтобы создать рынок с добавленной стоимостью в России.
- Как вы считали экономику проекта "Платон"? На чей опыт смотрели, какие выкладки делали?
- Мы изучили весь мировой рынок, знаем всех потенциальных конкурентов. Понимаем и знаем, как все формировалось с 1980?х годов в Европе и США. Внутри компании работает много квалифицированных ребят из "Тройки Диалог", "Ренессанса" и других компаний, профессионально изучающих рынки.
- То есть модели считали ваши сотрудники?
- Конечно. Финансовые модели, изменения в экономике, что будет происходить с глобальным рынком. Мы увидели нестыковку: рынок, который предлагался российским конкурсом, очень большой - третье место в мире. В конкурсе сражались бы крупнейшие компании изСША и Европы, но точно не было бы ни одной российской компании, которая соответствовала бы техническим требованиям по опыту работы, количеству километров дорог, охваченных созданными системами, финансированию этих систем и обслуживанию. Такой компании в России не существовало. Получалось, что 50 тыс. км дорог достались бы одному из трех-четырех мировых игроков. Но все глобальные игроки начинали бизнес у себя в стране с нуля. У нас была такая же задача: создать российский продукт и стать глобальной компанией. Мы не ошиблись: даже в кризис видно, что наш продукт самый современный в мире, он опережает конкурентов.
- Сколько человек работает в системе "Платон"?
- Около 1500.
- На всю Россию?
- Да. По сравнению с международными аналогами мы в среднемировом показателе по производительности и по созданию рабочих мест на такое количество дорог и внутреннего сервиса. И что нам больше всего нравится, это стабильные места на ближайшие 10-15 лет.
- Это дорогие кадры? Какая средняя зарплата?
- Сейчас не могу сказать цифру. Но она в рынке.
- ФНС не интересовалось статистикой "Платона"?
- Чтобы проанализировать статистику, нужно копить базу данных хотя бы полгода.
- Просто "Платон" позволяет показать с независимой стороны реальные бизнес-расходы, которые довольно сложно спрятать. Налоговая служба, например, сможет увидеть реальный средний пробег автомобиля.
- "Платон" действительно может собирать и обрабатывать любые данные, которые связаны с перевозками на 12-тонниках. Это и маршруты, и средние пробеги, и затраты топлива расчетным путем, и время водителя в пути, в том числе среднее по стране и по каким-то дорогам, отрезкам. Безусловно, будет правильно, если государство будет использовать эту информацию.
"Ростех" не инвестировал средства. Он инвестировал технологии"
- Как получилось совместное предприятие с "Ростехом"?
- "РТ-Инвест" изначально создана с "Ростехом", именно в такой идеологии, что мы вместе делаем проекты, связанные с ГЧП (государственно-частным партнерством), в области создания технологий. Одно условие - наши разработки должны быть конкурентоспособными.
- "Ростех" несколько раз сокращал долю в "РТ-Инвест". С чем это было связано?
- "Ростех" не инвестировал средства. Он инвестировал свои технологии.
- На сайте "РТ-Инвеста" в числе активов указан "Сибирский цемент". Вы остаетесь акционером этой компании?
- Да, для нас это интересная инвестиция.
- Как "Сибирский цемент" переживает кризис?
- Так же, как и все, сложно.
- Но пока не было новостей, что производители цемента резко сокращают производство.
- Оно не сокращается. Сокращается строительный сектор вообще. Меньше жилья строится, отменяются планы по строительству затратной инфраструктуры, которая держала бюджет. "Сибирский цемент" - это хорошо организованная, рыночная компания, поэтому мы ее оценивали как позитивную компанию, которая способна значительно вырасти. Сейчас мы понимаем, что как непосредственное звено в строительной цепи "Сибирский цемент" находится под давлением.
- Планирует ли "РТ-Инвест" новые инвестиции? Сейчас предлагают купить что-то, что вам было бы интересно?
- Мы не смотрим на стрессовые активы вообще. "РТ-Инвест" - это инвестиционная компания, но мы численность не расширяем. В центральном офисе работают 40 ?человек, наши основные направления - транспортная телематика и переработка отходов. "РТ-Инвест" не поверхностный инвестор, мы всячески стараемся принимать участие в жизни компаний, в которые инвестируем.
- Санкции не коснулись вас из-за того, что "Ростех" и РТ в названии?
- "РТ-Инвест" работала и собирается работать исключительно в России.
Фото: rbc.ru
РБК