← Автосервис, запчасти, шины

Берёзовский завод автомобильных сидений в кризис замахнулся на рынок Европы

Экономический кризис стал точкой роста для берёзовского завода "Сибеко" - одного из крупнейших производителей автомобильных сидений в России. Именно так непростые для отечественной промышленности времена охарактеризовал директор предприятия Дмитрий Камерлохер.

Крах рубля, санкции и уход иностранных партнёров слабо отразились на самочувствии местной компании. Зарплаты выплачиваются вовремя, продукция сбывается. Сохранить стабильность удалось за счёт двух слагаемых: импортозамещение и поучительный опыт прошлого.
О секретах успешного ведения бизнеса директор "Сибеко" Дмитрий Камерлохер рассказал на встрече, посвящённой присуждению его компании престижной национальной премии "Бизнес-Успех", которые были оглашены в январе. По итогам 2015 года "Сибеко" стало одним из 15 финалистов федерального конкурса, всего среди соискателей было более 1100 предпринимателей из 85 регионов.
Отказались от кредитов
- Если я себе и рабочим буду говорить, что у нас всё плохо, лучше-то не станет. Я прихожу к рабочим и говорю: "Ура, всё классно! Бежим туда!" Даже там, где я не верю, мне приходится это говорить, - делится оптимистичным принципом управления Дмитрий Камерлохер.
Директор одного из самых успешных предприятий Берёзовского в будущее смотрит с надеждой. Когда взлетели курсы доллара и евро, продукция зарубежных предприятий пропорционально подорожала. Ценник отечественных производителей тоже подтянулся, но не так высоко. В изменившихся условиях покупатели стали отдавать предпочтение более дешёвым российским изделиям.
Сохранить спрос на свои сиденья и, тем самым, устоять на ногах "Сибеко" помогла стратегия отказа от заёмных средств. "Жить на свои" компанию научил кризисный 2008 год. Тогда в изменившейся действительности кредиты стали для компании тяжёлой ношей.
- Когда случился рост валют, банк в одностороннем порядке поднял ставку. Я себе сказал: "Дима, больше в твоей жизни кредитов не будет", - вспоминает Камерлохер.
Кроме того, берёзовская компания максимально снизила зависимость от иностранных поставщиков. Около 60% комплектующих для своих изделий завод приобретает в России. Поэтому валютные колебания больше не грозят резким скачком цен и катастрофическим падением продаж.
Вместе с тем Камерлохер замечает, что
найти надёжного производителя комплектующих на отечественном рынке проблематично.
Например, метизы берёзовское предприятие рассчитывало покупать дома. Но качественной продукции оказалось немного, а та, что устраивала "Сибеко", стоила дороже зарубежных аналогов. Компания-поставщик не видела смысла снижать цену, когда среди её заказчиков были такие гиганты, как "Газпром", при покупке расходных материалов не привыкшие смотреть на ценник.
Сейчас часть комплектующих березовчане завозят из Турции. У зарубежных партнёров компания приобрела и дорогостоящее лазерное оборудование для сварки металла. Оформить покупку успели буквально за неделю до истории с российским бомбардировщиком СУ-24, сбитым турецкими военными. Международный скандал и последовавшие за ним экономические санкции отразились и на "Сибеко". Грузовики с комплектующими для производителя сидений теперь простаивают на российско-турецкой границе, порой, по две недели. Ещё больше не повезло тем, кто намеревается ввезти в Россию готовые изделия, - они ждут одобрения таможенников намного дольше.
- Мне кажется, нужно было сделать всё гораздо мягче и без ущерба для бизнеса, - говорит Камерлохер и отмечает, что за десять лет сотрудничества турки зарекомендовали себя с лучшей стороны, бизнес-отношения практически переросли в дружеские.
"Политика по барабану"
В планах "Сибеко" - экспорт сидений на зарубежные рынки. Причём компания берёт под прицел сегмент дорогой продукции. Если в России двухместное сидение для автобуса продаётся в среднем за 6-7 тыс. руб., то в Европе его можно сбыть примерно за 35 тысяч. Конечно, и затраты на производство сидения для западного покупателя будут выше. Требования к качеству изделий за границей строже.
- Мы спокойно можем делать подобные вещи, - уверен Дмитрий Владимирович.
Победа в конкурсе "Бизнес-Успех" поможет "Сибеко" укрепиться за рубежом. В качестве приза для победителя российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР взяло на себя обязательство по продвижению компании сразу в нескольких странах, в том числе, в Объединённых Арабских Эмиратах и в Германии. На немецкий рынок Камерлохер возлагает особые надежды.
- Германия - законодатель мод по нашему продукту. Если мы будем продавать там, в других странах нам будет проще, - говорит бизнесмен.
Деловых партнёров "Сибеко" ищет и на крупных промышленных выставках в России и за рубежом. За последние годы березовчане участвовали в экспозициях в Москве, Лас-Вегасе, Ганновере и других городах. По словам Камерлохера, среди отечественных производителей сидений его предприятие - единственное, чья продукция представлена на международных стендах. Иностранцы, как правило, настроены доброжелательно к российскому производителю, проявляют неподдельный интерес.
- Когда мы в первый раз выставились, все говорили: "О-о-о, Россия! Наконец-то!" И было действительно интересно, - вспоминает Дмитрий Владимирович. - Люди бизнеса - они немного другие. Им по барабану политика. Они подходят и говорят: "Ну что, как дела? Чем живёте? Как дышится?"
Правда, бывают исключения. На выставке в американском Лас-Вегасе один из гостей заинтересовался продукцией из Берёзовского. Подошёл с расспросами, но, узнав страну производителя, бизнесмен мгновенно изменился в лице и ретировался.
- Наша задача в том, чтобы здесь, в России, производить сиденья не хуже, чем в Европе, - говорит Камерлохер.
Переехали с ВИЗа на поля
История "Сибеко" началась в 2002 году. Тогда в успех Дмитрия Камерлохера и его бизнес-партнёров мало кто верил. Все комплектующие детали автозаводы делали на своих конвейерах, поэтому идея выделить производство сидений в отдельный сегмент выглядела сомнительной. Тем не менее, уральские предприниматели арендовали помещения на ВИЗе в Екатеринбурге и запустили собственное производство.
Спустя четыре года компания решила сменить "прописку". Новое место подыскивали в пригороде - Арамили, Берёзовском, Верхней Пышме. Площадку выбрали в Берёзовском, на участке бывшего тепличного хозяйства в Овощном отделении. Начали строительство. Дмитрий Камерлохер с благодарностью отзывается в адрес мэрии, которой тогда руководил Вячеслав Брозовский. Во многих вопросах чиновники шли навстречу бизнесменам.
- Отношения с администрацией у меня очень хорошие. Мне симпатичен тот состав руководства, который сложился, потому что он достаточно молодой, прагматичный, - говорит Камерлохер о взаимоотношениях с местными властями.
Сегодня "Сибеко" производит автомобильные сиденья на современном конвейере, который включает в себя оборудование по резке и автоматической гибке труб и каркасов, лазерную установку по резке металла, робота-сварщика.
В сотрудничестве с известным иностранным инженером завод разработал двухместное сиденье для туристических автобусов, которое пойдёт на экспорт. Опытный образец уже стоит в выставочном зале компании, готовы чертежи. Кроме того, "Сибеко" собирается поставлять сиденья для отечественных поездов "Ласточка".
На предприятии трудятся 87 человек, из них 28 - менеджмент и инженерно-технический персонал, остальные заняты на производстве. Причём почти все сотрудники - березовчане.
Продукция "Сибеко"
Компания "Сибеко" производит сиденья и комплектующие детали для грузовых автомобилей, экскаваторов, грейдеров, катков, кранов, троллейбусов, автобусов, трамваев, комбайнов, тракторов, железнодорожного транспорта, катеров, лодок и т.д. В планах на ближайшее будущее - выпуск сидений для кинотеатров и концертных залов. Вся выпускаемая продукция соответствует российским и европейским стандартам качества. Представительства компании есть в Беларуси (Минск) и Китае (Гонконг).
Премия "Бизнес-Успех"
Организаторы национальной премии "Бизнес-Успех" ищут и отмечают самые интересные, живучие и амбициозные предпринимательские проекты, реализуемые на малых территориях России.
"Мы ищем тех, кто "несмотря и вопреки" берёт в руки инициативу и ответственность за свою судьбу, кто не боится рисковать, ошибаться и снова пробовать, кто готов постоянно меняться и менять мир вокруг себя", - говорится на официальном сайте "Бизнес-Успеха".
В жюри премии входят известные на федеральном уровне политики, бизнесмены и общественники. Так, в экспертное жюри 2015 года вошли генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, президент общественного объединения предпринимателей "ОПОРА России" Александр Калинин и другие.
Фотогалерея
Директор "Сибеко" Дмитрий Камерлохер на участке сборки сидений для салонов автобусов марки НефАЗ (Нефтекамск), КАвЗ (Курган), "Мерседес Спринтер" (микроавтобусы собирают на заводе ГАЗ, Нижний Новгород):
ber4.JPG
Девиз компании "Сибеко":
ber5.JPG
Участок пошива чехлов. Елена Осипова шьет чехлы для сидений вагонов УКВЗ и автомобилей завода "Урал":
ber6.JPG
Сварочный роботизированный комплекс выполняет сварку рам, спинок, сидений. По словам директора, робот заменил пятерых сварщиков:
ber7.JPG
Статуэтки победителя премии "Бизнес-Успех" на федеральном и региональном этапах:
ber8.JPG
Фото: Павел Шабельников (на фото наверху оператор литьевой машины Павел Андреевских заливает жидкий пенополиуретан в форму сидений для тракторов)
Золотая горка