← Спецтехника

"Пока мы отстаем от Запада примерно на два года"

Сегодня на казанском ипподроме показали беспилотный "КАМАЗ", который выпущен в июле 2015 года и пока существует в единственном экземпляре. "Мы это называем эффектом начальства, когда высокий начальник приходит, иногда не получается. А до этого было все идеально", - объяснил главный конструктор по инновационным продуктам ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко небольшие огрехи на сегодняшней презентации интеллектуального грузовика. Корреспондент "БИЗНЕС Online", побывавший на "заезде", пообщался с доселе незасвеченными разработчиками системы и выяснил, почему КАМАЗ пока проигрывает технологическую гонку даже Daimler.

"Рвутся склады с боеприпасами - смертников тушить нет!"
Сегодня на казанском ипподроме участникам международной научно-практической конференции "Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы", которая в эти дни проходит в Казани, показали беспилотный "КАМАЗ", который выпущен в июле 2015 года и пока существует в единственном экземпляре. Сегодняшний показ не первая публичная демонстрация беспилотников, однако впервые их увидели ученые, специализирующиеся на интеллектуальных транспортных системах и навигационных технологиях.
"Мы организовали показ в рамках большого тематического мероприятия, наряду с другими проектами, - рассказал "БИЗНЕС Online" руководитель пресс-службы ПАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев. - Первым делом беспилотники мы показали министру образования (Дмитрий Ливанов покатался на машине в октябре - прим. ред.), потому что проект изначально разрабатывался по программе минобрнауки . Потом его смотрели МЧС и другие ведомства, а в середине декабря мы показывали беспилотник блогерам и представителям профессиональных СМИ - они на нем даже катались".
Внешне грузовик пожарной раскраски выглядит как серийный, отличают его лишь установленные снаружи камеры и датчики, которые в перспективе вмонтируют в корпус, и отличить машину в беспилотном режиме можно будет лишь по проблесковым маячкам на крыше - они работают, когда грузовик работает в автоматическом режиме. "Машина делает все сама, водитель в кабине находится для подстраховки, - рассказывал участникам конференции главный конструктор по инновационным продуктам ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко. - Электронная тормозная система, коробка автомат. Механические педали есть, но сигналы для торможения подаются электронно. Почему МЧС? Потому что есть потенциальный заказчик, у них есть интерес для пожаротушения. Рвутся склады с боеприпасами - смертников тушить нет. Нужно, чтобы машина вошла и потушила. Есть радары, тепловизионный контроль, которые позволят сориентироваться в дыму".
Сначала автомобиль перед гостями сделал круг по заданной траектории из пункта управления, установленного в соседнем "КАМАЗе", по виду "вахтовке" - два инженера следили за показателями движения и управляли тяжелым грузовиком с помощью джойстика. Изучив местность, второй круг машина проходила уже с препятствиями - конусами, которые машина обходила уже на полном автомате. В ходе демонстрации на пути грузовика возник большой надувной мяч, имитирующий человека. "КАМАЗ" на это препятствие отреагировал, остановившись. После этого опытный экземпляр двигался в колонне за грузовиком на ручном управлении, ориентируясь по квадратным меткам, установленным сзади обычного "КАМАЗа", на месте которого может быть и беспилотный. Гости, глядя на такое, удивлялись и одобрительно кивали головами. Впрочем, некоторых шероховатостей при объезде конусов все же избежать не удалось.
"Мы это называем "эффект начальства": когда высокий начальник приходит, иногда не получается, а до этого было все идеально. Сейчас "эффект гостей", - объяснял Назаренко. Впрочем, зайдя на второй круг, машина с заданием все-таки справилась.
Отметим, что
пока автомобиль улавливает "приказы" на расстоянии 1 км от "вахтовки", откуда отдаются команды, но работы ведутся и над увеличением дальности.
Осложняют ситуацию помехи - машина работает на гражданской частоте, и если возникают посторонние шумы в эфире, движение большегрузного "спасателя" останавливается.
"Daimler просил за свои технологии очень много денег"
Алгоритмы работы беспилотника - полностью российская разработка от московских Cognitive Technologies и "ВИСТ Групп", заверили организаторы мероприятия. Однако триумф несколько омрачает то, что компонентная база беспилотной системы - радары, лидары, стереовидеокамеры - напротив, полностью импортная. В дальнейшем, надо полагать, это может сказаться на военном применении системы, которое, по некторым данным, играет в проекте не последнюю роль.
"Машина действительно имеет массу преимуществ, потому что в условиях такой погоды - снег, вода - могут работать не все беспилотные машины", - отзывается участник конференции из Германии Франк Лантер.
Все датчики у машины охватывают 360 градусов, так что "мертвых зон" у автомобиля нет. Промышленный компьютер позволяет управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч, инженеры-разработчики уже трудятся над увеличением скорости до 90 километров в час.
"Прототипы всегда стоят очень больших денег, стоимость серийного будет в полтора раза выше обычного, - сказал Назаренко, уточнив "БИЗНЕС Online", что в стандартной комплектации "КАМАЗ" сейчас стоит порядка 3 -4 млн. рублей. - Пока мы не опережаем наших западных конкурентов, а отстаем примерно на два года.
Не надо питать иллюзий, что полные беспилотники появятся на дорогах в ближайшие годы. Это будут режимы частичной автономности".
"Технологии Daimler используете? У них беспилотники уже в колоннах ходят..." - поинтересовался участник конференции, доцент кафедры электрооборудования КНИТУ-КАИ Николай Будко.
"Daimler просит за свои технологии очень много денег", - коротко пояснил Назаренко. Раскрыть финансирование проекта КАМАЗом он не смог, уточнив, что госсубсидии выделяют компаниям, которые вместе с автопроизводителем участвуют в разработке.
"ВИСТ Групп": по факту этот проект в основном делали мы"
Ранее в качестве главного разработчика системы позиционировалась Cognitive Technologies, однако, как выясняется, в проекте задействованы десятки соисполнителей, у которых, в свою очередь, есть свой субподрядчик. Присутствовавший на презентации Алексей Клебанов, заместитель гендиректора и один из основателей компании "ВИСТ Групп", и вовсе заявил "БИЗНЕС Online", что, вопреки бытующему мнению, главным инициатором проекта стала именно его компания. Отметим, что компания "ВИСТ Групп" образована еще в 1988 году группой друзей-единомышленников, закончивших Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ) и специализируется в первую очередь на информатизации в сфере горно-добывающей промышленности.
"Этот пилотный проект, демонстрационный образец, который сейчас демонстрируется высокому руководству, был сделан в рамках договора между нами и КАМАЗом. Мы этот проект уже давно обсуждали со специалистами КАМАЗа и договор на создание беспилотника был заключен с нами, а Cognitive Technologies был нашим соисполнителем и отвечал за системы локации и системы технического зрения. А все алгоритмы движения дистанционно управляемого автомобиля, программное обеспечение и бортовое компьютерное оборудование было наше. По факту этот проект в основном делали мы", - заявил представитель "ВИСТ Групп".
Собеседник "БИЗНЕС Online" также объяснил, почему "ВИСТ Групп" выступила инициатором и генподрядчиком в этом проекте. "У нашей компании большой опыт наработок в этой области. Мы занимаемся темой беспилотников уже с 2010 года. В 2011 году мы уже продемонстрировали дистанционно управляемый 130-тонный "БелАЗ", в 2013 году сделали самосвал-робот, который по заданной программе имитировал рабочий цикл самосвала в карьере - разгрузка, погрузка, движение задним ходом. Этот наш опыт мы и перенесли на сотрудничество с КАМАЗом".
Клебанов очень высоко оценил инновационность проекта. "У него очень большие перспективы. В нем все инновационно. В первую очередь в этом проекте заинтересованы МЧС, оборонка. Я вижу, что здесь проект может достаточно быстро реализоваться именно в качестве машин для МЧС, в качестве спецтраснпорта, для каких-то конвоев, где в первой автомашине сидит водитель, а в остальных 15, движущихся следом, водителей нет".
"Сейчас проект по созданию беспилотного "КАМАЗа" находится на принципиально новой стадии перехода от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к внедрению их результатов в промышленные образцы", - сообщили "БИЗНЕС Online" в Cognitive Technologies.
В планах компании на 2016 год разработка ряда новшеств, которые повысят эффективность беспилотника: система предупреждения о выходе из полосы движения, предупреждение об опасности столкновения и наезда на пешехода, мониторинг слепых зон, детекция и контроль дорожных знаков.
По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, создание беспилотной машины идет с опережением графика, предсерийный выпуск грузовика ожидается уже в 2018 году.
"Мы строим новую отрасль промышленности"
Напомним, с тех пор, как было объявлено о начале работ по созданию беспилотного "КАМАЗа" минуло чуть больше года. Все началось в начале февраля 2015 года, когда было объявлено о том, что ОАО "КАМАЗ" и ведущий российский разработчик систем искусственного интеллекта компания Cognitive Technologies займутся созданием беспилотного транспортного средства. Первый серийный образец беспилотного грузовика предполагается создать в 2020 году. По плану, в нынешнем году должны начаться его "полевые" испытания, которые пройдут на платной трассе М-11 Москва - Санкт-Петербург, продлятся три года и будут организованы как раз в формате автопоезда. В колонне из 5 - 10 грузовиков лишь первой автомашиной будет управлять человек, остальными - компьютер, копирующий все действия живого водителя.Предполагается, что такая схема окажется наиболее оптимальной при организации массового беспилотного движения большегрузных автомобилей.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, выступая в октябре прошлого года на форуме "Открытые инновации", заявил: "К 2019 году мы сумеем на территории КАМАЗа запустить опытно-промышленную партию для внутренних перевозок".
По словам Когогина, к 2021 году КАМАЗ планирует закончить все испытания, а в 2025 году вывести камазовские беспилотники на дороги общего пользования. Наконец, по его мнению, в 2035 году уже 10% автомобилей будут управляться искусственным интеллектом. Позднее гендиректор ПАО "КАМАЗ" уточнил дату серийного выпуска - 2022 год.
Далеко идущие планы участников проекта создания российского беспилотного автомобиля в эксклюзивном интервью "БИЗНЕС Online" описала президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова . "В данном случае мы строим долгоиграющий бизнес, по сути, новую отрасль промышленности, - пояснила она сверхзадачу компании. - В рамках проекта мы с КАМАЗом создаем новое предприятие - "КАМА-авторобот", которое будет заниматься выпуском интеллектуальных узлов в первую очередь для КАМАЗа, а также и других покупателей. Для нас это уже долгая история, рассчитанная до 2035 года. В проект мы вошли собственными инвестициями, куда также вложились государство и КАМАЗ".
Первоначальный взнос составил 300 млн. рублей, которые были выделены государством Cognitive Technologies, и 90-миллионным взносом ПАО "КАМАЗ". Год назад проект выпуска беспилотных "КАМАЗов" эксперты оценивали в 17 - 18 млрд. рублей. Из-за кризиса сумма сократилась до 12 млрд., из них 3 - 4 млрд. рублей могут составить собственные средства КАМАЗа, говорили источники близкие к автопроизводителю.
Окончательной ясности с источниками финансирования, впрочем, пока нет. Как заявил в январе этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев, общая сумма, предусмотренная в бюджете этого года на программу "Национальная технологическая инициатива", реализуемую АСИ, составляет 10 млрд. рублей. В ней обозначена и подпрограмма AutoNet (создание беспилотного транспорта), на которую предположительно выделят более 2 миллиарда. Однако стоит учитывать, что в создании отечественных авто-беспилотников, помимо КАМАЗа, участвуют также ГАЗ и АвтоВАЗ.
Пожалуй, самая сильная черта беспилотника от КАМАЗа - то, что это чисто отечественная разработка, учитывающая, по свидетельству Усковой, в том числе и плохое состояние российских дорог. Однако этот же акцент на импортозамещение может оказаться и ахиллесовой пятой проекта. Эксперты с удивлением указывают на то, что к нему не привлечен, казалось бы, самый напрашивающийся потенциальный партнер - акционер и технический компаньон КАМАЗа германский автогигант Daimler, который разрабатывает собственный беспилотный грузовик.
Глава Cognitive Technologies отмечала в интервью БИЗНЕС Online, что компания-разработчик программного обеспечения для российского беспилотника в свое время отказалась от сотрудничества с немецкими автопроизводителями по той причине, что они стремились получить лишь узкий сегмент российских разработок, касающийся движения беспилотных автомобилей в плохих дорожных условиях - отсутствие четкой разметки, ограждения трассы и т. д. По словам Усковой, камазовский проект как раз и будет отличаться от зарубежных полным учетом отечественной специфики. В этом, дескать, и состоит главное отличие от западных разработок - например компании Google, где основные расходы идут на создание специализированной дорожной инфраструктуры для беспилотных авто. Увенчается ли ставка на собственные силы успехом, покажет время. Пока же мы существенно отстаем: в США и Японии беспилотные авто уже вовсю тестируются в условиях реального трафика.
Фото: Максим Тимофеев
БИЗНЕС Online