На вопросы ИАА "УралБизнесКонсалтинг" ответил заместитель начальника Кольцовской таможни имени В. А. Сорокина Максим Горб. Он рассказал об итогах работы Кольцовской таможни за 2015 год, о том, по каким показателям произошло снижение внешнеторгового оборота в минувшем году, о том, какими достижениями ознаменовался минувший год для международного аэропорта Екатеринбург (Кольцово), а также на ряд других вопросов.
- Максим Викторович, расскажите, пожалуйста, об итогах работы Кольцовской таможни за 2015 год.
- На 2015 год мы ставили перед собой задачи, направленные на достижение целей, определенных ФТС России. Главная из них это обеспечение поступлений доходов в федеральный бюджет. По итогам года внешнеторговый оборот сократился на 27%, грузооборот уменьшился на 37%. Импорт составил 85% от внешнеторгового оборота и 37% от общего грузооборота. Несмотря на снижение деловой и внешнеэкономической активности в зоне деятельности таможни, в доход бюджета перечислено 4,5 млрд руб., плановое задание выполнено на 104%.
- Какие направления "просели" сильнее всего? Где показатели остаются на прежнем уровне - по географии и по основным номенклатурным группам товаров?
- В силу объективных причин экономического и политического характера произошло снижение стоимостных объемов: при импорте из Германии, США, Франции, Турции, Китая, Италии; а также при экспорте в Чехию, Германию, ОАЭ, Турцию, Таджикистан, Узбекистан.
Введение специальных экономических мер в целях защиты национальной безопасности и интересов Российской Федерации привело к запретам или ограничениям внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз значительной части продовольствия сначала из стран, входящих в Евросоюз, а теперь отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика.
Прекращение авиасообщения с Египтом, введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией привели к сокращению пассажиропотока. Несколько уменьшились объемы поступлений товаров народного потребления из Китая, это связано с волатильностью курса рубля и падением платежеспособного спроса внутри нашей страны.
Сократились объемы ввоза дорогостоящих товаров, прежде всего - оборудования.
Как правило, такие грузы поставляются в рамках крупных государственных контрактов. В 2014-2015 годы наблюдался эффект "хвоста", когда довозились партии дорогого оборудования, заказанного и оплаченного ранее. В то же время такие ходовые позиции как свежая зелень, товары народного потребления среднего ценового сегмента продолжают декларировать практически в прежних объемах.
- В этих сложных условиях таможня предпринимает меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, упрощению таможенного оформления товаров?
- В минувшем году отдельные авиаперевозчики приняли решение покинуть наш пункт пропуска, а в некоторых случаях и российский рынок. В течение года прекратили свою деятельность 10 крупных авиакомпаний, ранее осуществлявшие регулярные рейсы. Среди них: "Air Arabia", "Трансаэро", "Ютейр", "Северный ветер" и др. Спад основных показателей деятельности аэропорта огорчает, но это прекрасная возможность пересмотреть подходы к работе, определить новые приоритеты. Нам есть над чем работать. Ожидаем положительный результат от реализации программы комплексного повышения качества таможенного контроля в воздушных пунктах пропуска и аэропортах, открытых для международного сообщения, расположенных в Уральском федеральном округе, на 2015-2017 годы, утвержденной решением коллегии Уральского таможенного управления.
Согласно разработанной "Временной технологии по обслуживанию транзитных/трансферных пассажиров и обработке багажа" в аэропорту Екатеринбурга (Кольцово) на экспериментальных рейсах ОАО АК "Уральские авиалинии" выстроена технологическая цепочка обработки и таможенного контроля перемещаемого сопровождаемого багажа, а также таможенного контроля пассажиров, следующих транзитом через аэропорт. После установки автоматизированной системы контроля пассажиров с рабочего места инспектора авиакомпанией "Уральские авиалинии" открыты транспортные направления "Харбин - Москва" и "Харбин - Санкт-Петербург" и обратно для движения экспериментальных трансферных рейсов. Отмечаю, что аэропорт Кольцово является первым и пока единственным в Уральском регионе, где применяется данная технология.
Еще одним достижением можно назвать начатое в этом году сопровождение логистического решения авиакомпании ООО "ЭйрБриджКарго" в части осуществления таможенных операций при совершении авиарейсов с разукомплектацией грузов в международном аэропорту Екатеринбург (Кольцово).
С августа ООО АК "ЭйрБриджКарго" осуществлено 57 рейсов. Общий вес товаров, продекларированных в таможне и отправленных в Новосибирск и Хабаровск, составил 970 т. Сумма перенаправленных к нам из этих регионов таможенных платежей составила более 300 млн руб. Развитие партнерских взаимоотношений с бизнес-сообществом на деле стало одним из важных направлений деятельности нашей таможни.
- Как идет работа с физическими лицами, прибывающими из-за рубежа?
- С сожалением констатирую, что осложнение экономической ситуации привело к значительному сокращению числа международных пассажирских авиарейсов. Мы наблюдаем серьезное снижение пассажиропотока. По последним данным, оно достигает уже более 30%. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на количестве используемых для перевозки воздушных судов, снижение составило 28%.
- Увеличился ли поток контрабанды в связи с ухудшением экономических условий?
- По линии административной практики наблюдается снижение возбужденных дел об административных правонарушениях на 26%.
В свою очередь, объективными причинами этого явились: общее снижение пассажиропотока, вступление республики Киргизия в Таможенный союз, ужесточение миграционного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым для въезда на территорию Российской Федерации иностранному гражданину из стран Средней Азии необходимо иметь заграничный паспорт (ранее въезд осуществлялся по внутренним паспортам стран указанного региона). Кроме того, снизилось количество выявленных правонарушений по фактам недекларирования физическими лицами наличных денежных средств. Что обусловлено кризисными явлениями в экономике страны, падением курса рубля по отношению к доллару США.
Мы постоянно осуществляем контроль за соблюдением запретов и ограничений в отношении перемещаемых товаров. Отрабатываем и товары прикрытия (товары, под видом которых может ввозиться "санкционная" продукция) и возможные каналы, которые могут использоваться недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Сегодня экспериментировать с нами уже бесполезно, и мы не фиксируем серьезных изменений в товаропотоке: есть запреты, ограничения, и все прекрасно знают, что это контролируется таможенными органами на 100%. Никаких других вариантов быть не может. В качестве положительного момента, можно отметить выявление и пресечение в 2015 году преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, с незаконным выводом за пределы Российской Федерации денежных средств, с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов, которые создают реальную угрозу экономической безопасности России. Предметами преступлений являлись: полудрагоценные камни, культурные ценности, уклонение от уплаты таможенных платежей при ввозе меховых изделий, иностранная валюта, незаконные валютные операции.
- Сегодня Кольцово стал одним из пунктов обработки посылок и почтовой корреспонденции из-за рубежа. Как это сказалось на работе таможни?
- Ключевым моментом года было создание в структуре таможни нового таможенного поста Аэропорт Кольцово (почтовый), единственного в Уральском Федеральном округе, в компетенцию которого входит оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
До начала 2012 года в России был всего один пункт обработки зарубежной корреспонденции в Москве. Развитие интернет-торговли и, как следствие, рост объемов международных почтовых отправлений показали, что такая система не оптимальна, и проблему перегрузки московского узла решили путем открытия дополнительных мест международного почтового обмена (ММПО), в том числе в регионах. Так, в ноябре 2013 года в г. Екатеринбурге было открыто ММПО, а функции по осуществлению таможенного контроля в отношении международных почтовых отправлений были возложены на отдел таможенного оформления и контроля № 2 нашей таможни.
Сегодня это полноценный таможенный пост с достойным штатом и серьезными задачами. На совместном совещании, проведенном в Самаре осенью 2015 года, с участием Минкомсвязи России и ФГУП "Почта России" по вопросу перспективного оформления международных почтовых отправлений, перед нашим постом были поставлены задачи по обработке 1 млн 100 тыс. единиц почтовой корреспонденции в месяц. Мы понимали, что это значительный объем. Однако в январе этого года мы обработали 1 млн. 500 тыс. международных почтовых отправлений. Всего в 2015 году проведен таможенный контроль и совершены таможенные операции в отношении 6,2 млн МПО.
- Как осуществляется таможенный досмотр такого большого числа посылок?
- Прежде всего, необходимо представлять саму технологию осуществления таможенного контроля в отношении международной корреспонденции. При поступлении 100% международных почтовых отправлений проходят радиационный, документальный контроль и контроль с использованием специальных технических средств (рентгеновского оборудования). Последние нам позволяют "заглянуть" внутрь посылки, не нарушая целостность ее упаковки и, таким образом, сделать вывод о предназначении товара, его соответствии существующим таможенным запретам и ограничениям. Например, семена или техника для негласного получения информации попадают под наш особый контроль.
Мы нечасто прибегаем к применению таких форм таможенного контроля, как таможенный досмотр, который предполагает вскрытие посылки, а также требует больших затрат ресурсов: как временных, так и людских. По итогам прошлого года таможенный досмотр был осуществлен в отношении менее 0,4% всех международных почтовых отправлений обработанных нашим постом. По результатам контроля и проведенных экспертных исследований, некоторые товары, перемещаемые в МПО, признаны холодным оружием, специальными техническими средствами для негласного визуального наблюдения и документирования; отнесены к сильнодействующим веществам; содержат следовые количества сильнодействующего вещества; признаны конструктивно сходными с холодным оружием.
- Что еще важного произошло в Кольцовской таможне в 2015 году?
- Мы с гордостью вспоминаем и говорим о 10 февраля 2015 года, когда руководителем ФТС России А. Ю. Бельяниновым был подписан приказ Федеральной таможенной службы о присвоении таможне имени генерал-лейтенанта таможенной службы В. А. Сорокина. Это большая честь для нас, но еще и огромная ответственность.
Изменен регион деятельности таможни за счет включения СВХ ЗАО "Уральский завод гражданской авиации" и расширена компетенция таможни.
Сегодня в зоне нашей ответственности функционирует два СВХ открытого типа ООО "АВС-Логистик", ПАО "Аэропорт Кольцово" и один СВХ закрытого типа ЗАО "Уральский завод гражданской авиации".
В июле прошла VI Международная промышленная выставка ИННОПРОМ-2015, в которой приняли участие представители 70 стран мира. В целях надлежащего совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на выставку, наша таможня была наделена компетенцией по совершению таможенных операций и таможенного контроля в отношении экспонатов и выставочного оборудования, прибывающих автомобильным и железнодорожным транспортом.
Многие годы Кольцовская таможня практическими делами доказывала, что является одним из важнейших структурных элементов Уральского таможенного управления. Нам выпала высокая честь работать в таможне, которая не только стабильно развивается и стремительно модернизируется, но и хранит лучшие традиции своих предшественников. За эти годы формировалась история таможни. Нам приходилось решать задачи разной сложности и, как показывает время, мы с ними справились. Это говорит о том, что коллектив Кольцовской таможни имени В. А. Сорокина способен не только достигать поставленных целей, но и определять новые ориентиры, постоянно расширяя горизонты своих возможностей.
Фото: urbc.ru, ura.ru, progagibdd.ru