Как сегодня устроен рынок складской логистики Екатеринбурга? Что в существующей ситуации не устраивает заказчиков - торговые компании? Что бы они хотели изменить на этом рынке? Какие варианты оптимизации существуют? На эти и другие вопросы ИАА "УралБизнесКонсалтинг" ответил директор по маркетингу компании SVX Алексей Головин.
- Как сегодня устроен рынок складской логистики Екатеринбурга?
- Исторически, на протяжении многих лет этот рынок складывался как многоуровневый. И сегодня на нем существуют девелоперы складской недвижимости - крупные компании, владеющие складскими помещениями. Они сдают свои склады в аренду провайдерам складской недвижимости - логистическим операторам. Те, в свою очередь, предлагают услуги по хранению и сортировке продукции клиентам, прежде всего крупным торговым компаниям.
До последнего времени такое разделение труда казалось оптимальным. Но сейчас на рынке происходят изменения, вызванные в том числе икризисом.
- Можно ли говорить об окончании периода дефицита складских площадей высоких категорий? Значит ли это, что теперь не логисты, а торговые компании будут диктовать свои условия контрагентам?
- Пока нельзя говорить о том, что на рынке есть избыток качественных складских площадей. Складов категорий А и В+ по-прежнему не хватает. Когда мы слышим о том, что до 5% площадей простаивает, то понимаем, что речь идет о недозагрузке отдельных больших комплексов.
То есть на складе пустует по нескольку сот квадратных метров, небольшие площади, незанятые крупными заказчиками, которым нужны тысячи квадратных метров. Это нормальная ситуация.
Но в то же время мы видим тенденции по снижению спроса на складские площади, по ужесточению конкуренции между провайдерами логистических услуг.
Прежнего дефицита складов сейчас уже нет, и торговые компании не согласны работать по принципу "берите что есть на наших условиях".
Рынок действительно поворачивается лицом к потребителю, он получает возможность выбирать, а часто - и прямо диктовать свои условия.
- Что в существующей ситуации не устраивает заказчиков, в первую очередь - торговые компании? Что они хотели бы изменить на рынке?
- В кризис перед торговыми компаниями, а именно они являются главными потребителями услуг складской логистики, стоит задача по снижению издержек и сокращению затрат. К этому их подталкивает падающий покупательский спрос, причина которого в снижении реальных доходов населения. И это вполне понятное стремление приводит к обострению конфликтов с провайдерами логистических услуг, которые такие возможности для оптимизации предоставить часто просто не готовы.
- Какие варианты такой оптимизации существуют?
- Первый и самый очевидный способ - требовать от провайдера снижения стоимости его услуг. Правда, часто он просто не работает. Провайдеры, может быть, и готовы пойти на такой шаг, но у них часто нет возможности. И главная причина этого - зависимость логистических компаний от собственников складов. Те диктуют свои условия и, в частности, регулярно индексируют стоимость аренды. Кроме того, они работают на условиях предоплаты, что также серьезно финансово ограничивает провайдера. У них просто нет пространства для маневра, любое снижение цен тут может закончиться разорением и банкротством провайдера.
Компании могут попытаться оптимизировать затраты за счет собственных ресурсов: прежде всего за счет сокращения номенклатуры товаров. Таким образом, они снижают занимаемые складские площади, но и одновременно уменьшают свой ассортимент, а значит и потенциальный доход. Понятно, что в первую очередь сокращаются наименее прибыльные позиции или товары с высоким сроком нахождения на складе. Но все равно это не может не сказаться на операционной деятельности.
Другой способ оптимизировать затраты на логистике - отказаться от аутсорсинга и заняться развитием собственного складского хозяйства. Этой дорогой сегодня идут многие крупные федеральные компании. Но тут нужно иметь в виду два фактора: во-первых, такой путь требует больших инвестиционных расходов на строительство склада и приобретение оборудования, и не у всех есть такие средства в кризис. Во-вторых, не факт, что собственный склад окажется более выгодным, чем наемный.
- Есть ли другие варианты?
- Можно оптимизировать сами логистические процессы, подход к организации логистики. Результатом становится рост скорости оборачиваемости, сокращение времени пребывания товара на складе, ускорение обработки и сортировки, а также доставки товара.
Реализация такого подхода требует готовности и провайдера, и клиента. С одной стороны, торговая компания должна быть готова полностью переформатировать систему своих взаимоотношений с логистом. Но именно в кризис многие торговые компании готовы пойти на такие изменения ради роста эффективности.
- Готовы ли к таким изменениям логистические компании?
- От провайдера логистических услуг требуются серьезные инвестиции в кадры, оборудование, современные технологии и IT-решения. К таким серьезным инвестициям в кризис готовы немногие.
Кроме того, существуют и субъективные проблемы: сложно полностью перестраивать уже работающий бизнес, заменять пусть устаревшее, но вполне рабочее оборудование, переучивать сотрудников. Всегда есть ощущение, что раз работает - то не надо ничего менять.
- Не получается ли так, что проще создать новую компанию, которая будет работать на новых принципах взаимодействия с клиентами, чем переделывать уже существующие?
- Мы решили пойти именно этим путем. Еще не так давно наша компания называлась ООО "Гранит" и была ведущим девелопером на рынке складской недвижимости Екатеринбурга.
Но в 2015 году было принято стратегическое решение выйти на рынок аутсорсинга услуг складской логистики, начать самостоятельно сдавать свои склады конечным клиентам, не пользуясь услугами посредников.
В результате мы создали компанию SVX. Сегодня она совмещает функции девелопера складов и провайдера логистических услуг. Это значит, что мы одновременно и собственники 80 000 квадратных метров складских площадей, и логистический оператор, сдающий их торговым компаниям.
То, что наше провайдерское направление было создано фактически с нуля, дало нам возможности сразу же внедрять самые современные технологические и логистические решения, приобретать самое современное оборудование и программное обеспечение.
Например, мы несколько месяцев выбирали WMS - систему управления складом. Провели пятиступенчатый тендер, ездили на склады по всей стране, чтобы посмотреть, как там работают уже существующие системы, долго взвешивали все варианты. В результате остановились на системе Axapta от компании Columbus. На наш взгляд, это лучшее предложение на рынке. Во-первых, она автоматизирует все процессы на складе, позволяет онлайн отслеживать товарные запасы, формировать задания и сводит к минимуму риск человеческой ошибки. Но, кроме того, она легко интегрируется с любой системой учета клиентов, и, что для нас особенно важно, имеет открытый код, то есть мы сами можем быстро ее программировать, вводя новые алгоритмы.
Как результат - мы сразу же начали работать по принципиально новым правилам, так, как остальной рынок будет работать в будущем.
- Собственники складов уже не раз пытались создать свои логистические компании и выйти на рынок аутсорсинга. До сих пор все такие попытки проваливались. Почему получится у вас?
- Успешная логистика - это сплав склада, технологий и кадров. Так вот, одного склада, даже самого лучшего, не достаточно.
Некоторые наши коллеги это в свое время не учли, с известным всем результатом.
Мы прекрасно понимаем, что собственный склад - это прекрасное подспорье в бизнесе, но без профессиональной команды и отлаженных технологических процессов это просто помещения. Именно поэтому мы потратили много сил на то, чтобы сформировать свою команду, пригласили лучших, на наш взгляд, специалистов на Урале. И инвестировали значительные средства в складское оборудование и информационные системы. И теперь мы можем дать рынку то, что никто больше предложить не может.
- В чем особенность подхода SVX к работе в качестве провайдера логистических услуг?
- Есть инновации технологические, которые позволяют нам оптимизировать процессы по приемке, сортировке, сбору и упаковке товара. Все это позволяет делать нашу работу быстрее и точнее, минимизировать ошибки и потери времени, а значит - ускорять оборачиваемость товаров, экономит клиенту деньги и время.
Есть инновации маректологические, и они не менее важны. Например, мы первыми вывели на рынок тарифную систему оплаты за логистические услуги. Это действительно новое слово, такое же, как появление "твердых" тарифов в мобильной связи.
Помните, когда-то мобильные операторы тарифицировали отдельно каждую минуту входящих и исходящих, отдельно считали sms, отдельно - мобильный трафик. В складской логистике ситуация еще более сложная, так как разных услуг, оказываемых клиенту на складе, может быть очень и очень много. Это и сортировка, и упаковка, раскладка по коробам, стикерование, заматывание в пленку. Можно перечислять очень долго. И за каждую выставляется отдельный прайс. Причем некоторые услуги предоставляются по предоплате, некоторые - по факту. Не буду говорить, какое это предоставляло поле для разного рода "финансовых маневров". Скажу только, что это было неудобно клиенту. И мы создали другую систему.
Сегодня SVX предлагает простые "пакетные" тарифы. Клиент указывает нам несколько понятных параметров, таких как количество единиц, сроки хранения и оборачиваемость, а мы даем ему окончательную цифру - сколько он будет платить за наши услуги.
При этом мы применяем дифференцированный подход. У нас есть тариф "Пространство", предназначенный для компаний, которым интересно только долговременное "буферное" хранение без дополнительных услуг. Есть тариф "Скорость" - для тех, кому важна высокая оборачиваемость складских запасов. Тариф "Интеллект" предназначен для компаний с широким ассортиментом разнообразных товаров, требующих штучной обработки. Для сложных клиентов с особыми запросами, таких, как интернет-магазины или компания MLM, мы готовы разработать индивидуальное предложение.
При этом наш тариф включает в себя весь комплекс работ, и клиент знает, что помимо этой строго оговоренной суммы ему не придется платить ни копейки. Никаких "дополнительных платежей", никаких внезапных расходов - только одна заранее запланированная цифра. Это удобно для планирования на месяцы и годы вперед.
Кроме того, наличие собственных складов дает нам возможность сделать инновационные финансовые предложения. Так, например, SVX дает возможность клиенту менять занимаемую товарами площадь хоть ежедневно и платить только за фактически используемые квадратные метры. Мы готовы отказаться от предоплаты, работать с оплатой по факту или даже отсрочкой платежа.
- Как вы видите развитие рынка логистических услуг в России?
- Существующие тенденции говорят о том, что развитие может идти по двум принципиальным направлениям. С одной стороны, это может быть углубление специализации логистических компаний, появление нишевых игроков, работающих на узких рыночных сегментах. Другой тенденцией является появление логистических интеграторов, способных удовлетворить все запросы клиента в области логистики.
Мы верим во второй подход и считаем, что без развития комплексности услуг нет будущего. SVX уже сегодня имеет все ресурсы для соответствия уровню комплексного логистического интегратора.
Мы обладаем необходимыми компетенциями для проведения комплексного логистического аудита клиента, выявления всех возможных проблем и "узких мест" в его системе поставок и хранения грузов. Вместе со специалистами клиента мы можем создать совместный план по достижению стоящих перед ним задач, а потом осуществить его на практике. Мы организуем весь цикл складской обработки, как на собственных складах, так и на площадях клиента, организуем перевозки по РФ и странам СНГ. И при этом максимально оптимизируем затраты на всех уровнях движения товара.
Фото: УралБизнесКонсалтинг