Дальнобойщики Иркутской области заявили о создании профсоюза автоперевозчиков, в который также вошли перевозчики из Забайкальского края и Якутии, для борьбы с внедрением системы взимания платы с водителей большегрузов весом больше 12 тонн "Платон". Члены региональной организации планируют задействовать до 400 перевозчиков, а также наладить сотрудничество с Организацией перевозчиков России, официальное создание которой запланировано на начало апреля.
Профсоюз автоперевозчиков Иркутской области, в который входят 183 дальнобойщика из Иркутской области, Забайкалья и Якутии, направил жалобами на ввод системы взимания платы "Платон" президенту и правительству России, в Госдуму, а также в региональное Законодательное собрание.
Также дальнобойщики Приангарья обратились с заявлением в прокуратуру региона, но ответа от ведомства пока не получили.
"Все, что мы получили из-за нашей активности - это пристальное внимание ряда самых высоких служб охраны общественного порядка. Всех наших товарищей вызывали в кабинеты и очень подробно расспрашивали о том, почему мы этим занимаемся. Например, меня допрашивали дважды", - добавил Александр Черных.
Председатель Профсоюза автоперевозчиков Александр Черных начал свое выступление с заявления: "Профсоюз создан всерьез и надолго". Он напомнил, что в прошлом за проезд по дорогам Сибири давали ордена, а теперь вымогают дань.
По оценке самих водителей, в Сибири нет нормальных дорог, за которые стоило бы платить деньги, напротив - дороги разбиты даже в городах, плачевное состояние трасс ведет к повышенному износу техники и покрышек. По предварительным подсчетам, после введения платы цена на некоторые товары вырастет на 15%.
Рейс от Иркутска до Усть-Кута, например, подорожал для одной машины с 65 до 72 тыс. рублей. Кто будет платить эти средства - вопрос пустой, продавец просто переложит расходы на потребителя. Впрочем, некоторые перевозчики уже не выдержали новой финансовой нагрузки и ушли с рынка - среди водителей ходит информация о продаже многих специализированных грузовых машин.
- В одиночку перевозчики не могут защитить свои права, поэтому нужно объединяться. Мы приглашаем в нашу организацию, в которой уже состоят 183 активиста, работников пассажирского транспорта, работников автосервисов и сферы услуг, связанных с перевозками. Мы провели два митинга, четыре одиночных пикета, собрали несколько сотен подписей под обращениями в адрес президента и Государственной думы. Пока мы получили ответы только из Законодательного собрания, и мы этим ответом не удовлетворены. Наша борьба только началась, наша победа впереди! - заявил Александр Черных.
Тему продолжила председатель контрольно-ревизионной группы Ассоциации Ирина Тафилевич, отметив, что уже с осени 2015 года водители большегрузного транспорта начали вешать на свои машины плакаты, затем начались забастовки. В октябре прошлого года акции протеста прошли и в Иркутской области. С 15 ноября прошлого года под давлением возмущенных водителей плата за проезд была снижена с 3,73 до 1,5 рубля, но эта мера была временной - только до 1 марта 2016 года.
- Мы против этой наглой меры, потому что средства идут даже не в бюджет, а частной фирме ООО "РТИТС". В январе мы, водители-дальнобойщики, собирались снова - тогда мы еще надеялись на добрую волю правительства. Информации в СМИ не было, какие-то сведения распространялись через интернет и даже просто по рациям от водителя к водителю. В Москве состоялся чрезвычайный семинар, на который собрались представители 43 регионов - в том числе и Иркутской области. Было принято решение создавать всероссийскую организацию, потому что на региональном уровне проблему не решить. 16 февраля состоялся наш семинар, в этот же день было подписано распоряжение о продлении моратория на увеличение платы до ноября 2016 года. Я считаю, что это уже большой успех нашей организации. По одному мы ничего не добьемся, поэтому 15-17 апреля в Москве состоится учредительный съезд Ассоциации перевозчиков - сейчас осталось только юристам доработать документы, - рассказала Ирина Тафилевич.
По оценке активиста инициативной группы Александра Оболкина и его коллег, введение системы "Платон" означало, что у водителей-дальнобойщиков не останется никакой прибыли: все заработанные деньги придется тратить на поддержание машин в исправном состоянии, выплату налогов и содержание авторов затеи с введением покилометровой платы.
Довольно скоро даже крупные компании-грузоперевозчики осознали, что эти расчеты верны и присоединились к протестам. На первом собрании в Иркутске встретились всего 42 человека, зато сейчас в Ассоциацию входят уже и водители из Бурятии, Якутии и Забайкальского края. Помимо проблем с лишними расходами, водители столкнулись с задержанием машин, на которых были плакаты и наклейки против системы "Платон", а вскоре со штрафами.
- Мы граждане своей страны, мы не хотим терпеть этот произвол и будем бороться, - заявил Александр Оболкин. - Нас заставляют платить за то, чего нет.
- Наш противник - это олигархи, это Игорь Ротенберг и чиновники, которые и без того угробили все отрасли народного хозяйства. Повысят налоги - угробят и грузовой транспорт. Скоро мы не сможем возить грузы из Иркутска в Братск, никто не сможет выполнять северный завоз, жизнь в северных и отдаленных районах будет невозможна. Мы голосовали за губернатора-коммуниста, мы очень надеемся на КПРФ, - поддержал соратника активист Сергей Игумнов. - Нам нужна достойная жизнь, нам нужны приемлемые налоги, нам нужны нормальные безопасные дороги.
Первая цель нового профсоюза - собрать в свои ряды не менее 400 сторонников (можно и больше, это задача-минимум). Вторая - бороться с системой "Платон", которая собирает средства в карман физических лиц, а не в бюджет региона и страны, отметил член профсоюза Роман Парников. Каждый член организации будет получать квалифицированную юридическую помощь, а после создания кассы взаимопомощи - и финансовую поддержку в сложные времена. Профсоюз договорился с поставщиками топлива о снижении цен для своих членов, в частности, компания "Лукойл" готова продавать топливо по оптовым, а не розничным ценам. В ближайшем будущем профсоюз попытается создать и диспетчерскую службу, которая будет собирать и распределять заказы на перевозку грузов.
Отвечая на вопросы,
председатель профсоюза пояснил, что борьба против "Платона" вовсе не безнадежна: правовой основой работы системы является не федеральный закон, а всего лишь концессионное соглашение между правительством и частной компанией.
Государственная дума утвердила это соглашение большинством голосов от партии "Единая Россия", но в 2016 году предстоят выборы и состав думы должен измениться. Новая Госдума может отменить соглашение, которое грузоперевозчики считают просто незаконным.
Насколько реальны эти планы и надежды - сказать трудно: на активистов уже оказывают давление. После одного из митингов, проведенного за городской чертой в чистом поле, Александра Черных вызвали в правоохранительные органы и долго выспрашивали - на каком расстоянии от федеральных объектов находились митингующие. Несмотря на это, профсоюз строит обширные планы общественной активности.
По материалам изданий: "Московский комсомолец" и "Альтаир"
Фото: altairk.ru