← Автомобильные грузоперевозки

Философия протеста

Четыре с половиной месяца назад в России запустили "Платон" - систему взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Еще до запуска системы в ноябре 2015 года дальнобойщики начали активно протестовать. В итоге им удалось добиться снижения платежей и заморозки штрафов. О том, как живется простым дальнобойщикам сегодня, корреспондент издания ИА "Версия-Саратов" решил поговорить с Валерием Баглаем, саратовским активистом движения.

- Простите за нескромный вопрос: какая у вас машина?
- "Рено". Машина дорогая, но в итоге все равно выигрываешь по сравнению с отечественными грузовиками. Они (отечественные - авт.) чаще ломаются, быстрее ржавеют.
- Во сколько обходится содержание грузовика?
- Только вчера пришла информация о том, во сколько вылился последний ремонт. Заменили турбину и много чего еще. В общем, все это обошлось в 250 тысяч. Можешь целый год ездить и не ломаться, а потом отдать большую сумму. Колеса китайские стоят 16-17 тысяч, а если брать получше и подороже, то все 20. А их у меня шесть на полуприцепе и шесть на тягаче. Вот и считайте. "Резина" проходит 200-300 тысяч километров, ее хватает в среднем на два года. У нас не бывает мелкого ремонта - если ты полез в автомобиль и заменил что-то на 10 тысяч рублей, то считай, что отделался легким испугом.
- Куда чаще всего ездите?
- Мы ходим только на Санкт-Петербург. Туда везем груз, за который нам заплатят где-то 35 тысяч рублей, обратно загружаем больше, на 50 тысяч. Правда, в нашем бизнесе все не так просто и быстро. Когда я только начинал, то были проблемы из-за того, что деньги перечисляют не сразу.
- Вы являетесь одним из местных активистов по борьбе с системой "Платон". Расскажите о том, как все началось и как дела обстоят сегодня.
- В нашем бизнесе есть сезонность. "Платон" ввели 15 ноября - это сделали специально. Перед Новым годом количество заказов возрастает. Также как после сбора урожая - фермеры пойдут на любые уступки, только бы их урожай увезли. Так и мы. 15 ноября встала вся страна, весь грузовой автотранспорт. На складах начала накапливаться продукция. Не только мы начали протестовать - в органы власти пошли различные ходоки от бизнеса. И в этот момент заказчики стали поднимать ставки. Они были готовы платить за "Платон". А тут и правительство пошло как бы навстречу - снизили плату за километр, уменьшили штрафы. И мои коллеги подумали, что добились результата. И начали потихоньку брать заказы. Опять же нужно понять, что у людей кредиты, которые нужно погашать. Остались самые стойкие. К примеру, дальнобойщики Химок до сих пор стоят. А ставки на перевозки закономерно снизились. При этом много предприятий обанкротилось, уровень производства упал, возить почти нечего.
- Сколько вы должны платить за "Платон"?
- До Питера и обратно получается 4600 рублей. Вроде сумма небольшая, но выходит, что мы платим и транспортный налог, и акциз на бензин. И дороги лучше не стали. Калькуляция каждой поездки следующая: за солярку мы отдаем больше половины прибыли, сжигаем где-то 1200 литров. За стоянки нужно платить. А налоги, амортизация, пенсионные отчисления? Опять же стоит учесть, что ставка "Платона" будет повышаться - после выборов. Мы думаем, что станет опять 3 рубля 73 копейки за километр, а не 1 рубль 53 копейки, как сейчас, после протестов. Поэтому многие перевозчики боятся вообще в минусе оказаться.
- Как сегодня работает система "Платон"?
- Дело в том, что сейчас вообще ничего не понятно. Сейчас введение системы обжалуется в Конституционном суде России. И многие считают, что пока нет решения по делу, ничего платить не надо. Второго числа будет съезд дальнобойщиков в Москве, потом будет митинг. Но у многих наших коллег позиция "моя хата с краю", к сожалению. Печально, что деньги с нас взимают, а дороги становятся только хуже.
До 1 марта в системе зарегистрировалось 665 тысяч водителей, они уже заплатили более 4 миллиардов рублей. Думаете, эти деньги дойдут до улучшения асфальта?
Вчера знакомый ехал с Самары. Участок 120 километров длиной возле Пугачева он ехал три часа, чтобы обрулить все ямы. А наши деньги, отданные "Платону" пойдут совсем не на дороги, особенно сейчас, когда такой большой бюджетный дефицит.
- К чему в дальнейшем может привести противостояние системы с именем древнегреческого философа и дальнобойщиков?
- Вы понимаете, к чему они нас подводят? Чтобы мы перешли на железные дороги. Потому что скоро может дойти до того, что тебе станет выгодней не трогать машину и сидеть дома, чем выехать и остаться должником. Но что такое Российские железные дороги? Это не мобильная система плюс там очень высокие тарифы. Сейчас сокращают число пассажирских вагонов - люди все равно стали меньше ездить, потому что выгодней на машине. Давайте тогда вообще отменим автодороги в стране и переведем всех на поезда и электрички, чтобы помочь РЖД! Уверен, что осуществляться такие перевозки будут крайне неэффективно. Вот, к примеру, погрузили вы товар в вагон, а когда он поедет? Когда решит монополист, когда он соберет состав. Через какое время это произойдет, никто не знает.
- Как вы взаимодействуете с "Платоном"? Как это происходит технически?
- Есть маршрутные карты. Ты заходишь в свой аккаунт в системе, выбираешь дорогу, по которой поедешь. После выбора маршрута приходит сумма, которую вы должны оплатить. Сейчас это стало немного лучше работать, но первое время были сильные сбои. Тяжело было зайти, постоянно слетало. Если сейчас начнут приходить штрафы, то это не по вине людей. У многих индивидуальных предпринимателей человек сам себе бухгалтер, сам себе водитель. Он сидит, пытается с телефона в карту зайти, десять раз пытается, двадцать: А потом смотришь, и телефон куда-то "полетел". Бортовые устройства более удобны, по стране устанавливают специальные рамки, которые считывают прохождение маршрута. Сейчас их на всех не хватает, но со временем, говорят, что они будут у всех. Ты кладешь деньги на счет, проходишь рамки, с тебя списывают сумму. Как мобильный телефон. Кстати, рамок тоже не хватает, в Саратовской области, например, их вообще нет.
- А кто будет следить за нарушениями? ГИБДД?
- Нет, у них своих забот хватает. Следит специальная служба, обслуживающая систему. Они уже приступили к работе, на базе легковых автомобилей фиксируют нарушения - отклонения в маршрутах.
- У нас в области существует какое-либо объединение дальнобойщиков?
- Во многих регионах они уже действуют, у нас тоже есть, правда, пока мы официально не оформлены.
- Было ли какое-нибудь давление на вас, когда вы стали активистом движения против "Платона"?
- Наше местное правительство к нам весьма лояльно. Ты можешь пить чай с министром, общаться с губернатором. Но от этого вряд ли что-то изменится, потому что решения принимались не на их уровне.
Сейчас идет буквально убийство нашего бизнеса, потому что подорожали автодетали, у многих из нас кредиты, а тут еще падение уровня грузоперевозок и "Платон".
Издание ИА "Вервия-Саратов" сделало примерный подсчет трат среднего индивидуального предпринимателя, работающего в сфере грузоперевозок. Итак, герой нашей публикации совершает около 36 рейсов в Санкт-Петербург в год. На солярку уходит 1 миллион 440 тысяч рублей. На оплату стоянок в пути - 54 тысячи. Сотовая связь обходится примерно в 7 тысяч рублей, за ТО и запчасти нужно отдавать 5 процентов стоимости машины в год - 75 тысяч рублей. Транспортный налог - 40 тысяч рублей, ЕНВД - 10 тысяч, отчисления в Пенсионный фонд - 22 тысячи рублей. Не стоит забывать, что тягач и прицеп куплены в кредит, за который, как за ипотеку, приходится платить солидные суммы, до 250 тысяч рублей в год, при этом платежи растягиваются на десятилетия. Итого - 1,9 миллиона рублей. Плата за систему "Платон" добавит к этому оброку 165 тысяч (8,6 процента от суммы затрат), при ставке 1,53 рубля за километр, а при ставке в 3,73 руб./км - более 400 тысяч (21 процент). На фоне падения грузоперевозок эта сумма может стать фатальной для многих перевозчиков.
Фото: nversia.ru
Версия-Саратов