Интересы Мордовии в высшем законодательном органе власти в стране - Госдуме РФ - представляет в том числе уроженец Московской области, часть жизни проработавший в области Нижегородской, бывший министр транспорта России Виталий Ефимов. Что ему удалось сделать для Мордовии? Разговор корреспондента "Столицы С" с народным избранником получился однобокий, в том смысле, что обсуждали лишь тему дорог. Может, потому что она больше всех волнует?
Мордовия
Вы приняли участие в мероприятиях, связанных с визитом в Мордовию министра транспорта РФ Максима Соколова. Как все прошло?
- Достойно. В Саранске, в частности, состоялся совет при полпреде Президента РФ Приволжском федеральном округе на тему развития автодорог и безопасности дорожного движения. Почему именно в республике провели такое совещание? Потому что Мордовия - это один из тех регионов страны, у которого можно кое-чему поучиться:
Как вы оцениваете развитие транспортной сети - в частности, автодорожной - в регионе-13?
- Я когда прибываю в Саранск, то по дороге из аэропорта наблюдаю множество дорожных строек. Тут - новая развязка, там - новая магистраль: Вы же в Мордовии живете, правильно? Как сами оцениваете?
Ну, здесь важно ваше мнение, а не мое:
- Погодите, погодите: Я что, на допросе у следователя? Нет, милый мой, так не пойдет. Мы ведем диалог, поэтому будьте добры:
Хорошо: Побывав в большинстве регионов страны, могу сказать, что в Мордовии дороги - в сравнении с этими регионами - очень даже хороши.
- Вот, правильно! Смотрите: Я работал начальником транспортного управления в Горьковской области: Помню, еду в служебной машине, читаю документы, например. И на границе с Мордовией водитель предупреждал: "Все, Виталий Борисович, кончились дороги!" Это значит тряска и все такое: А сейчас произошли глобальные изменения и
дороги в Мордовии - одни из лучших в стране. Но. Еще остается много проблем в отрасли.
Допустим, как депутату с 2011 года мне удалось увеличить дорожный фонд Мордовии на 30%, а также привлечь около 8,5 миллиарда федеральных средств на дороги регионального и муниципального значения и сопоставимую сумму - на дороги федерального значения, которые у вас тоже есть в республике. Идут средства по программе "Развитие транспортной системы России" на строительство дорог в населенных пунктах, где живет более 125 человек. Но этого мало, потому что в республике около 30% сел и деревень не имеют подъездных путей с асфальтовым покрытием. Есть еще одна проблема, которая особенно не озвучивается на высоком уровне: на многих сельских улицах нет асфальта и жители вынуждены ходить по грязи круглый год в резиновых сапогах.
Следующий вопрос - стоит повышать качество дорог. Кстати, если говорить о финансировании отрасли: Нам нужно изыскивать откуда-то резервы: Прекрасно знаете, что сейчас идет сокращение финансирования почти везде - в медицине, в социалке, что уж говорить про дорожное строительство. Так вот, в Мордовию в 2016 году придет средств на 26%больше, чем годом ранее. Для регионов в такое сложное время это редкость. Думаю, что это тоже достижение депутатского корпуса. Мы выбили 300 миллионов на строительство перехода на улице Строительной, там будет развязка: В целом стройка стоит дорого, но она нужна городу. 1 миллиард 300 миллионов уйдет на продолжение строительства восточного участка объездной Саранска (от аэропорта).
СССР
А если уйти от сравнения качества транспортных направлений в регионах и сопоставить в целом Россию и развитые страны, например европейские? Ведь сравнение будет не в пользу нашего государства: протяженность сети небольшая, качество даже федеральных вроде М-5 "Урал" ужасное:
- Здесь я с вами согласен. А все почему? Развитые страны начали строить дороги 100 лет назад. Перед войной (видимо, Второй мировой - "С".) в Европе уже была развитая сеть дорог с жестким покрытием. А в СССР строительство развернулось лишь при Хрущеве, и то в первую очередь стали класть не асфальт, а камни: То есть сидели каменщики на коленях и пристукивали камни, создавая проезжую часть: В общем, здесь мы здорово отстали от Европы. Но есть и второе объяснение. Россия уж очень велика. Если помните, лишь четыре года назад Москву связали с Владивостоком асфальтовой дорогой:
Да-да, самому в 2008 году по дороге от Находки в Саранск пришлось преодолевать брод на федеральной трассе, и тогда общая протяженность грунтовок на пути превышала 2500 км:
- Вот-вот, и только недавно, значит, города связали нормальной трассой:
Как считаете, можно ли назвать минусом именно советского строя такое медленное развитие дорожной сети?
- (Задумывается - "С".) Мы все время ищем минусы в СССР: После войны (Великой Отечественной - "С".) мы вынуждены были восстанавливать разрушенные города и села. На это ушло 15 лет. 1945-й плюс 15 - это сколько получается? До 1960 года только вставали с колен! Не до дорог было! Следовало восстановить фабрики, города, села: И только при Хрущеве стали заниматься транспортными артериями, повторюсь. В СССР много строили, но там (в Европе - "С".) начали строить еще раньше! Хотя в той же Европе восстанавливать послевоенную экономику начали именно со строительства дорог: Поэтому нам нужно догонять. В какой-то мере делать это сложно. Ведь только вдумайтесь: протяженность пути от Москвы до Владивостока составляет 9 тысяч км! Этой дорогой, наверное, всю Данию можно застроить или другую какую европейскую страну: Важный момент: нам еще нужно сражаться за то, чтобы дороги строили качественно. Много денег уходит на их ремонт! Пожалуй, плохо пока сражаемся. И пресса, и мы, депутаты: То есть важно не только финансирование, но и качество в ремонте и строительстве. Пожалуй,
можно уже нам начинать обслуживать дороги по жизненному их циклу, когда предприятие, построившее магистраль, будет ее обслуживать 20-30 лет. Плохо сделал - будешь мучиться. Хорошо сделал - вложения потребуются минимальные.
Кстати, я тут прикинул: В 1994 году вы же были министром транспорта РФ? Значит, в том числе вас нужно благодарить за появление в моей деревне Заберезово Краснослободского района первой и пока единственной асфальтированной улицы? Тогда в той глуши это было целым событием. Страна еще не оправилась после развала СССР, но каким-то непостижимым образом вспомнила о маленьком населенном пункте и его проблемах с транспортной доступностью: У нас же только трактора ездили, грязь ужасная!
- Да, до 1996 года я был министром: Тогда удалось создать добротный дорожный фонд и строить ежегодно 8500 км дорог разных значений. Тогда было важно прокладывать асфальт к селам. Важно это и сейчас. Чтобы народ хорошо себя чувствовал на селе, чтобы молодежь не уезжала - что нужно для этого? Первое - газоснабжение. В Мордовии оно есть? Почти в каждой деревне. Второе - водопровод, и тут еще есть с чем работать. Наконец, третье, а может, самое главное - это наличие хорошей дороги. Чтобы люди не тракторами вытаскивали из грязи свои машины. Чтобы люди могли быстро доехать до райцентра, к родственникам в соседнее село, в театр в столицу региона. Если три эти задачи решим, то народ пойдет из города в деревню. Мне так кажется. Третью задачу я и стараюсь решать. Думаю, местами это получается. Скоро выборы: Если народ пожелает, чтобы я остался, то и дальше буду решать:
Хорошо, но тут ситуация такая: За 22 года та дорога в Заберезове полностью пришла в негодность, как и многие другие ранее построенные в селах:
- Ну, это нужно давать наказ депутату, чтобы он протолкнул: И тогда дорогу восстановят.
"Платон"
Понятно. В начале беседы вы заметили, что стране требуется изыскивать резервы на дорожное строительство. Может ли система сбора денег с грузовиков массой более 12 тонн "Платон" стать подспорьем в этом плане?
- Я отношусь отрицательно к "Платону". Он не даст того эффекта, на который рассчитывали инициаторы.
Хотя, знаете, в Европе подобная система действует: И вот в чем дело: Получается, что все же одна моя половина выступает за "Платон". По России ездит примерно 1500 иностранных грузовиков. И без "Платона" они ничего не платили бы, тогда как российские грузоперевозчики, начиная с Белоруссии, платят за проезд по европейским дорогам. Это как-то обидно! "Платон" ввели не так, как нужно: И перевозчики терпят серьезные финансовые издержки.
Может, переложить их на плечи грузовладельца? Но как бы то ни было, в конечном счете перевозимая морковка все равно станет дороже:
Что с вашей инициативой по отмене транспортного налога для грузовиков массой более 12 тонн?
- Хм: Смотри, что получается: В дорожном фонде Мордовии, объем которого составляет порядка 1 миллиарда 600 миллионов рублей, 600 миллионов - это поступления от транспортного налога. Если его отменить, что будет? Правильно: уменьшатся объемы строительства и ремонта трасс. Кто от этого пострадает? Правильно: сами жители, сами автомобилисты. Потому что ездить по бездорожью и плохим дорогам - самим себе в убыток. Машины изнашиваются! Вот что делать? Как бы вы поступили на месте руководства страны? Что вы посоветуете, как гражданин?
Ну, я-то поддерживаю идею транспортного налога и не считаю, что его нужно отменять полностью, может, только для тяжелых грузовиков, раз на то пошло:
- Но дело еще вот в чем! Требуется, чтобы деньги из дорожного фонда уходили по назначению, а дороги делали качественно!
Все так часто говорят о воровстве в дорожной отрасли, и даже вы сейчас обмолвились: А где же тогда суды над ворами-дорожниками? Где все громкие дела? Почему их нет? В Мордовии на моей памяти ни одного подобного не было. Может, и не воруют глобально, как все об этом кричат?
- Вы меня извините, но с этими вопросами обратитесь в МВД. Я там не служу. Если бы у меня были юридически оформленные документы, что кто-то где-то взял, я бы отнес их в МВД или Следственный комитет. Может, у вас есть?
О чем и речь. У меня нет.
- Ну, вот. Нет, значит, нет. Одни слухи:
Фото: stolica-s.su