← Коммерческий транспорт

Ford Cargo: в полушаге от цели

Компания Ford Trucks не перестает прикладывать усилия по доведению своих грузовиков до уровня "большой семерки", тем самым давая понять, что в ее амбициозных планах конечная цель - "большая восьмерка". После вывода на рынок Ford Cargo 2016 модельного года с совершенно новым двигателем Ecotorq остается только один не закрытый вопрос - полноценная кабина. Ее вывод на рынок запланирован на конец 2017 - начало 2018 года. Именно тогда Ford Trucks станет претендовать на расширение "большой семерки".

Понятно, что цели достаточно амбициозные, но и на кону большие ставки. А посему только в развитие нового 12,7-литрового мотора и привязку его к грузовику была вложена достаточно внушительная сумма - ?150 млн. Добавим сюда более 2 млн км тестовых испытаний в 8 регионах планеты, плюс пробную эксплуатацию новых грузовиков в 8 странах на 3 континентах, и эпохальный труд предстанет перед вами в полном объеме.
На самом деле начиная с 2007 года на наших глазах грузовики Ford Cargo каждые три года прирастали различными новациями: рестайлинг кабины, модернизация силовых агрегатов, коренные изменения в самом шасси. Итог один - грузовики становились на один шаг ближе к заветной цели. Цель же одна - дорасти до уровня "большой семерки".
В качестве опции отныне для Ford Cargo предлагается автоматизированная КП. Несмотря на архаичное исполнение (селектор выбора режимов и рычаг), со своей функцией коробка справляется.
Итак, главные отличия Ford Cargo 2016 модельного года. Прежде всего, это совершенно новый дизельный силовой агрегат Ecotorq в вариантах с рабочим объемом 9 л мощностью 330 л. с., а также 12,7 л мощностью 420 и 480 л. с. С освоением этого мотора компания доведет потолок мощности своих грузовиков до отметки в 480 л. с. с крутящим моментом 2500 Нм. При этом
три мотора поделены между тремя сегментами следующим образом. Для дорожных версий предназначены двигатели мощностью 330 и 420 л. с. Строительный сегмент будет довольствоваться лишь мотором в 420 л. с. На тягачах будут устанавливаться силовые агрегаты мощностью 420 и 480 л. с.
Разработанный инженерами объединенного технического центра мотор является полностью новым. Для него характерны такие конструктивные особенности, как применение специального покрытия на поршневых кольцах для уменьшения трения, Common Rail в системе питания с давлением впрыска 2500 бар, турбонаддув с изменяемой геометрией турбины, водяное охлаждение наддувочного воздуха, привод вентилятора системы охлаждения с использованием вискомуфты с электронным управлением, двухскоростной водяной насос с электронной муфтой,переключаемый компрессор с приоритетным режимом поддержания необходимого давления в тормозной системе, эффективный моторный тормоз (9 л - 220 кВт; 12,7 л - 340-400 кВт), наконец, "умный" генератор, предохраняющий батарею от чрезмерного перегрева при зарядке.
Для достижения норм Евро-6 в двигателе применены такие системы, как SCR и EGR. Особое внимание уделено сажевому фильтру. Его не только сделали удобным для замены, но и снабдили специальным датчиком с выводом индикации на панель приборов о необходимости проведения регламентных работ.
Отдельно стоит заметить, что все работы по достижению норм Евро-6 выполнены без потери мощности и ухудшения топливной экономичности.
На российский рынок попадет версия мотора с Евро-5. Ее отличие - отсутствие системы EGR.
Отныне на всех грузовиках Ford Cargo 2016 модельного года может быть установлена роботизированная коробка передач, не только значительно облегчающая условия работы водителя, но и бережно относящаяся ко всем узлам трансмиссии. В качестве опции может быть установлен интардер тормозной мощностью 600 кВт. В итоге эффективность тормозной системы возросла практически в 7 раз, достигнув суммарной тормозной мощности почти в 1000 кВт. Попутно было оптимизировано передаточное отношение главной передачи задних мостов и введены функции, облегчающие вождение в сложных дорожных условиях (режим раскачки, трогание на подъеме и т. п.).
Большой объем работ был выполнен по модернизации самого шасси. Так, дорожные шасси обзавелись дисковыми тормозами и задней пневматической подвеской. Конструкция последней позволила увеличить полезную нагрузку на целую тонну. С целью придания дополнительной маневренности на 22% увеличен угол поворота управляемых колес. Особенно заметным это нововведение скажется на дорожной серии (применительно к дистрибуции) и строительных грузовиках, работающих в условиях стесненного пространства. Рама грузовиков, предназначенных для строительного сектора, усилена лонжеронами толщиной 10 мм из стали с пределом текучести 500 мПа.
Не обделен новый Ford Cargo и электронной начинкой. В его оснащение добавлены такие системы, как контроль слежения за полосой следования (LDW), активное экстренное торможение (AEB) и адаптивный круиз-контроль с автоматическим торможением (AABS).
В итоге удалось добиться существенного повышения эффективности использования подвижного состава за счет увеличения мощности и максимального крутящего момента, улучшения топливной экономичности на 8,5% по сравнению с предыдущей моделью. Попутно удалось увеличить интервал технического обслуживания до 120 000 км для машин общего назначения и до 1000-1500 мото-ч для машин, предназначенных для строительного сектора. В общей сложности это позволило сократить затраты на обслуживание новых грузовиков на 25%.
Знакомство с новыми грузовиками проходило в гравийном карьере в окрестностях Анталии (Турция). Для самосвалов была предоставлена трасса, имеющая затяжные подъемы и спуски, резкие перепады по высоте, небольшие ямы и русло речки. Для тягачей - участок грунтовки и движение по асфальтированной дороге.
Каких-то серьезных изменений как в дизайне грузовика, так и в интерьере кабины обнаружено не было. В глаза бросилась лишь рукоятка "робота" для управления им в ручном режиме в дополнение к селектору, объединенный подрулевой переключатель моторного тормоза с интардером да наличие клавиш, отвечающих за работу трансмиссии в различных режимах.
Из субъективных оценок стоит отметить лишь чрезмерно тонкий руль. Находясь в серьезном грузовике, хочется, что называется, "маять вещь". Особенно после общения со Scania в Норвегии.
При вождении самосвала с полной загрузкой по трассе не было отмечено никаких нареканий. Мощности в 420 л. с. вполне хватало. К работе трансмиссии также не возникло вопросов. Но вот что на себя обратило внимание, так это отношение инструкторов к роботам. Автоматическим режимом они пользовались исключительно на ровных участках. Стоило только подойти к подъему или спуску, и они тут же переходили в ручной режим. Дабы не отступать от правил, пошел тем же путем, чем сохранил спокойствие и нервные клетки.
Отмечаю это неспроста. Попробовав Mercedes-Benz Arocs и TATRA Phoenix с роботами в карьерах в автоматическом режиме, укрепился во мнении, что робот не для строительной техники. Для нее куда сподручнее привычный автомат в виде ГМП. В то время как вождение тягача с полуприцепом в автоматическом режиме стало рутинной работой, напоминающей таковую на грузовиках "большой семерки".
Пока суд да дело, в портфеле компании вывод на рынок в первой половине этого года грузовиков с кабиной, имеющей сдвоенное пассажирское сиденье, а также с двойной кабиной (для коммунальных служб, пожарных и т. п.). В конце года должен появиться седельный тягач с колесной формулой 6х4. А завершится все созданием полноценной кабины, пригодной для магистрального тягача. Ориентировочно это произойдет в конце 2017 - начале 2018 гг.
Одновременно с запуском нового грузовика компания Ford Trucks намерена расширить сервисно-сбытовую сеть по всему миру. На данный момент Ford Trucks присутствует в 30 странах мира, только в 24 из которых осуществляется поддержка. К 2020 году все должно поменяться. Количество стран присутствия должно возрасти до 50, количество стран, где осуществляется поддержка, - до 70.
Появление грузовика, отвечающего нормам Евро-6, позволит нацелиться на весьма перспективный для Ford Trucks восточно-европейский рынок.
Одна из глобальных целей - экспортировать каждый третий производимый грузовик. По итогам прошлого года Ford Trucks выпустил 7828 грузовиков. Его доля на местном рынке составляет 23,3%. В этом году планируется довести этот показатель до 25,5%.
Немного о ситуации вокруг грузовиков Ford Trucks на российском рынке. В настоящее время компания распродает остатки грузовиков прошлого модельного ряда по фиксированным рублевым ценам. Естественно, что до завершения этих продаж вряд ли стоит ожидать появления новых машин.
Подготовленное сборочное производство грузовиков Ford Trucks на "Автоторе" в Калининграде временно законсервировано. С появлением нового грузовика производство будет переориентировано на него.
Это потребует времени как на внесение изменений в технологию сборки, так и на сертификацию новых машин.
Кстати, сегодня Ford Cargo собирается на трех заводах: непосредственно в Турции, в Бразилии (вариант, адаптированный под местный рынок) и Китае (недавно было подписано лицензионное соглашение с фирмой JMC).
Фото: автора и Ford Trucks
Автопарк