← Дороги, инфраструктура

Что нового, "Платон"?

Первые средства, собранные с владельцев большегрузов, направлены на проблемные участки дорог в российских регионах. Сколько примерно километров дорог можно отремонтировать на выделенные суммы, и будет ли этого достаточно для достижения конечной цели - улучшения состояния автотрасс?

Деньги, собранные "Платоном" с большегрузов, уже давно не дают всем покоя. Сначала их хотели распределить на строительство платных участков дорог, однако в связи с обострившейся в 2016 году проблемой с асфальтовым полотном по всей стране от этой идеи отказались в пользу ремонта уже существующей сети. В итоге было решено направить 10,58 млрд в нуждающиеся регионы. Заявлено об этом было еще в первой половине мая, но накануне стало известно о подписании соответствующего распоряжения. Обнародовало правительство и список регионов с самыми плохими дорогами, и суммы выделенных им средств.
"Деньги получат 25 субъектов Федерации, включая 20 городов, в которых есть наиболее острая потребность в улучшении состояния автомобильных дорог", - говорится в справке к документу.
Самый большой кусок от "Платона", 750 млн рублей достанется Омской области. Ну а самая маленькая сумма в 150 млн. - Орловщине. Югра в этом списке не значится.
Вероятно, в нашем регионе с дорогами все не так критично. Несмотря на то, что ХМАО по количеству зарегистрированных автомобилей с массой свыше 12 тонн, а именно на такие распространяется действие "Платона", занимает шестое место в стране.
- Более 19 тысяч транспортных средств зарегистрировали 1659 владельцев, - рассказывает директор окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта Валерий Фомагин. - Из них 13 445 фур принадлежат 79 крупным перевозчикам округа с парком более 50 автомобилей.
Югорские транспортники, по словам коммерческого директора уральского подразделения оператора системы "Платон" Антона Замкова, добросовестно вносят плату за тонны перевезенных грузов: - По России собрано и перечислено более 8 миллиардов рублей, по Уральскому федеральному округу - порядка 500 млн., Ханты-Мансийский автономный округ собрал порядка 22 миллионов рублей, - резюмирует Замков.
Но что именно кроется за этими цифрами? Сколько примерно километров дорог можно отремонтировать на выделенные суммы, и будет ли этого достаточно для достижения конечной цели - улучшения состояния автотрасс?
По оценкам специалистов, на сегодняшний день средняя стоимость квадратного метра новой дороги составляет 3,25 тыс. рублей, значит, на 100 млн. можно заасфальтировать около 30 770 квадратных метров.
Если говорить о протяженности дорог, то это примерно 3 километра нового полотна четырехполосной дороги или 14 отремонтированных километров. Соответственно, в самой "одаренной" "Платоном" Омской области на 750 млн. можно починить 105 километров.
Тем не менее, дальнобойщики продолжают выступать против системы. По их мнению, плата несправедливая.
- До появления "Платона" нам приходилось платить транспортный налог, акциз на топливо, а теперь еще делать и новые отчисления, - негодует дальнобойщик Сергей Шорохов.
- Для ремонта и содержания автодорог в стране ежегодно требуется 245 млрд рублей, при этом только с акциза на топливо ежегодно в бюджет поступает более одного триллиона рублей!
Плохое состояние дорог обусловлено недостаточным финансированием, но это - не вина водителей фур, как говорят власти.
Водитель большегруза Андрей Капков добавляет: "Давайте посчитаем. Если за полгода с помощью системы собрано восемь миллиардов рублей, то за год сумма составит 15-16 млрд. Но 10,6 млрд из них заплатят за обслуживание самой системы "Платон"".
Несмотря на протестные движения части дальнобойщиков "Платон" продолжает работать. И добросовестных плательщиков среди перевозчиков явное большинство. Становятся они таковыми не только из-за страха наказания, уверен депутат окружной Думы, Сергей Великий.
- С момента запуска системы "Платон" в России её постоянно совершенствуют, в том числе и в интересах транспортных компаний. Например, с 1 мая этого года наряду с авансовой системой оплаты появилась и постоплата - за пройденные километры. Правда, только для машин, оборудованных бортовым устройством системы. Кроме того, в настоящий момент действует льготный тариф. Потому и отношение перевозчиков к системе взимания платы становится более лояльным.
Сегодня система контроля полностью развернута и работает в автоматическом режиме. На федеральных дорогах России курсируют 100 машин мобильного контроля. Одна из них колесит по Югре. Это - "УАЗ-Патриот". На его крыше установлена широкоугольная камера. Осенью в помощь этой машине в округе появится ещё и восемь стационарных систем. Такой контроль стимулирует транспортников более добросовестно вносить плату за тонны перевезённых грузов.
Все данные о нарушителях и фактах неоплаты в автоматическом режиме система собирает и обрабатывает со всех средств фиксации правонарушений. Она определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото-видеофиксации. К слову, размер штрафа за движение по федеральным дорогам без внесения платы составляет 5 тысяч рублей для водителей фур иностранных грузоперевозчиков и для собственников российских транспортных средств. Повторное нарушение влечет наложение штрафа уже в двойном размере. При этом штраф может быть выписан на транспортное средство только за одно нарушение в сутки, и иностранный перевозчик после пересечения государственной границы России может проехать без оплаты не более 50 км при условии дальнейшего внесения полной платы за пройденный участок.
Фото: business-vector.info
МАНГАЗЕЯ