← Таможня и ВЭД

Как ввозили контрабанду через петербургскую таможню

В распоряжении РБК оказались таможенные документы компании ULS Global, иллюстрирующие схемы, по которым в страну завозится нелегальный товар. Борьба с контрабандой, обороты которой исчисляются миллиардами долларов, могла стать причиной недавних перестановок в руководстве ФСБ.

В начале июля в ФСБ произошли заметные кадровые перестановки. Президент Путин заменил руководителя одного из ключевых подразделений - Службы экономической безопасности (СЭБ). Место вышедшего на пенсию 64-летнего Юрия Яковлева занял Сергей Королев, ранее возглавлявший Управление собственной безопасности. Рокировка произошла также с несколькими ключевыми сотрудниками.
Кресло руководителя СЭБ прежде занимал Александр Бортников, нынешний директор ФСБ.
Ранее именно особисты инициировали проверку в СЭБ. В результате свой пост покинул генерал-майор Виктор Воронин, руководивший управлением "К". Оно отвечает за банковскую сферу, борьбу с контрабандой и наркотрафиком. Одной из причин отставки Воронина послужило уголовное дело, где оказался замешан его подчиненный Вадим Уваров. Данные, оказавшиеся в распоряжении РБК, указывают, что интерес правоохранителей к сотруднику ФСБ может быть связан с информацией о фактах крышевания транспортно-логистических компаний Северо-Западного региона, в том числе контрабандистов.
Если это так, то речь идет о товарных потоках на миллиарды долларов. Одна лишь транспортно-логистическая компания ULS Global, с которой предположительно был связан Уваров (таможенные документы компании оказались в распоряжении РБК), ежегодно ввозила товар стоимостью $2 млрд, говорит бывший сотрудник. Это значит, потенциальные платежи в бюджет должны были составлять $600-750 млн.
Нагоняй от Путина
Повестка заседания президиума правительства 1 июня 2009 года во главе с тогдашним премьером Владимиром Путиным не предвещала сенсаций. Чиновники должны были обсудить исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2008 год, а также утвердить стратегию развития легкой промышленности до 2020 года.
Но неожиданно речь пошла о нелегальном импорте. Премьер оказался недоволен борьбой с контрабандой. "А результат в таких случаях - это посадки в тюрьму. Где посадки-то?" - возмущался Путин, вспоминая, что несколько лет назад разогнал все руководство таможни, поставив во главу Андрея Бельянинова. "Ну и что? А каналы как работали, так и работают до сих пор. Вон до сих пор на одном из рынков стоят товары более чем на $2 млрд. До сих пор не уничтожены, и хозяев нет", - продолжал премьер. По итогам заседания он поручил ФСБ и МВД усилить борьбу с контрабандой и контрафактом (поддельным товаром).
Спустя 28 дней московские власти закрыли Черкизовский рынок, крупнейшую оптовую базу по продаже одежды и ширпотреба. По данным правоохранительных органов, на рынке хранилось 6 тыс. контейнеров контрабандного груза общей стоимостью $2 млрд. Вскоре последовала распродажа активов группы АСТ, совладельца Черкизовского рынка, а один из бенефициаров, Тельман Исмаилов, на некоторое время уехал в Турцию.
Однако место Черкизовского рынка вскоре заняли "Садовод" и торговый центр "Москва", утверждают два таможенных брокера и ?петербургский предприниматель, импортирующий одежду и обувь. По словам собеседников РБК, оттуда оптовики развозят контрабандный товар по всей стране.
Как заявил РБК представитель рынка "Садовод", данная информация не соответствует действительности. Он сообщил, что Роспотребнадзор и другие контролирующие органы регулярно проверяют торговую площадку, нарушений в ее деятельности нет. Кроме того, за соблюдением законов следит и администрация "Садовода". То же самое говорит первый заместитель генерального директора ООО "ТЦ "Москва" Ангил Ифраимов, добавляя, что в случае выявления единичных продавцов сомнительной продукции администрация комплекса сама обращается в таможенные органы, полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Представители обеих площадок подчеркивают, что торговлей занимаются арендаторы - малый и средний бизнес.
По оценкам исполнительного директора Союзлегкопрома (объединяет отечественные предприятия легкой промышленности) Игоря Ульянова, объем контрабандных поставок товаров легкой промышленности в Россию в2015 году мог составить 0,5-1 трлн руб. Проблему подтверждает и глава Национального обувного союза Наталья Демидова. Ежегодно в России продается не меньше 500 млн пар, говорит она. Около 100 млн пар производится внутри страны, еще 300 млн - официальный импорт. Недостающие 100 млн пар - минимальный объем нелегальных поставок.
"Тушканы" и "перегруз"
"Этим зарабатывает половина выборгских пенсионеров, мы называем их "тушканами", - рассказывает попросивший об анонимности петербургский предприниматель, занимающийся импортом одежды и обуви. Рано утром "тушканы" на личных автомобилях пересекают российско-финскую границу. В Финляндии их уже ждет фура с 20 т товара, который раскидывается по двум сотням легковушек, по 100 кг на автомобиль. Физлица легально провозят товар якобы для личных нужд, не уплачивая пошлин. Сотрудники таможенного поста помогают челнокам быстро пересекать границу. На российской стороне их поджидает другой грузовик, в который сгружается товар. По словам собеседника РБК, за день "тушканы" успевают сделать до трех ходок туда-обратно, заработав 3 тыс. руб.
Контрабандисты средней руки практикуют более сложные схемы. Например, фура с товаром, одеждой и электроникой легально выезжает из соседней страны. Но на российской границе водитель подает нужному таможеннику второй комплект деклараций, из которых следует, что большегруз перевозит стройматериалы - товар, облагаемый низкой таможенной пошлиной. Инспектор пропускает автомобиль без дополнительного контроля, рентгена или досмотра. Фура направляется на таможенный терминал, где должна произойти растаможка.
Однако по пути грузовик сворачивает на склад. Там срывают пломбы, выгружают одежду и электронику, загружая в автомобиль кирпичи или щебень, указанные в декларации. Прибыв на таможенный терминал, фура без проблем проходит растаможку. Потом стройматериалы опять везут на склад, чтобы подменить новую партию дорогостоящего товара. Такая схема называется "перегруз", она описана в постановлении о возбуждении уголовного дела по неуплате таможенных платежей против бизнесмена Дмитрия Зарубина из Санкт-Петербурга и его окружения (копия постановления есть у РБК).
Впрочем, контрабандные поставки могут осуществляться и безо всякого "перегруза". Например, в марте текущего года сотрудники ФСБ задержали в порту Усть-Луга контейнеры с элитным алкоголем, задекларированным как клей-герметик. Обыски прошли в компании "Контрейл Логистик Северо-Запад", был арестован известный петербургский бизнесмен Дмитрий Михальченко. А в конце мая - в той же Усть-Луге - оперативники обнаружили партию турецкой одежды, описанной в декларациях как стройматериалы. Грузовые прицепы прибыли на пароме, принадлежащем российско-турецкой группе ULS Global.
За полгода до этого в аэропорту Пулково ФСБ арестовала 20 т айфонов и другой техники, доставленной под видом рамок для фотографий. Обыски тогда проходили в офисах той же ULS Global, а у входящего в группу таможенного брокера "УЛС-Брокер" изъяли печати, рассказал РБК источник в компании.
Фото: logipark.ru
РБК