← Логистика, грузы

Как транспортная оторванность влияет на социальное развитие Якутии

Республика Саха (Якутия) всегда славилась своей огромной территорией. Бескрайние леса и горные цепи растянулись почти по всей стране. Вместе с тем, в регионе очень слабо развита транспортная инфраструктура. Бездорожье и устаревший транспорт порой бывают главной причиной людских трагедий. Почему жизнь в регионе напрямую зависит от качественных дорог - в материале ИА YakutiaMedia.

Вечное бездорожье
На строительство дорог в Якутии выделяют немалые деньги из Федерального и Государственного бюджетов. Однако только за один временной промежуток, связь с "большой землей" была прервана в трех местах Якутии. Так, в середине июля из-за сильных осадков в Оймяконском районе на 868-м километре трассы "Колыма" образовался 15-метровый размыв дорожного полотна на дороге к мосту на реке Эльга. Движение транспортных средств было прекращено. Из-за этого инцидента многие были вынуждены ждать, пока дорогу на "Колыме" не отреставрируют. Например, мотоэкспедиция из Санкт-Петербурга "Сел и поехал: в Магадан!" никак не могла добраться до места финиша в Магадан. Команда серьезно отбилась от графика, но не смогла перенести экспедицию, преодолев большую половину пути.
В конце августа на автомобильной дороге "Яна" произошло обрушение левого пролетного строения мостового перехода через реку Менкюлэ в Томпонском районе. Автомобильный мост обрушился из-за несоблюдения весового ограничения. Движение транспорта соответственно было ограничено. Направлявшихся из города в Томпонский район людей перевозили на лодках через реку Мэнкулэ.
В начале сентября связь с центром снова прервалась в Оймяконском улусе республики. Подходы к мосту через реку Куйдусун пока не могут отремонтировать из-за высокого уровня воды. Спасатели помогают переправляться людям на водометном катере "Фрегат", таким образом сохраняя связь сел Томтор, Куйдусун и Оймякон с центром. Дорожники планируют отремонтировать подходы к мостовому переходу к 1 октября. А пока они ждут, когда спадет вода.
И таких случаев немало. Взять к примеру дорожное полотно на 459 км ФАД "Вилюй" в Вилюйском районе, которое второй год подряд в одно и то же время размывает водами реки Тыргыллай. Отметим, что после первого случая на ремонт водопропускной трубы на этом участке было выделено 43 млн рублей.
Постоянные поломки - не единственная беда, связанная с дорогами в Якутии. Все помнят страшные трагедии, случившиеся в Усть-Янском районе. В 2013 году произошла страшная авария вертолета МИ-8 при которой погибли 24 человека, среди которых было 11 детей, в том числе и новорожденный. Летом 2015 года на реке Яне перевернулась моторная лодка с десятью пассажирами, хотя сама лодка вмещала в себя только пять человек. Та трагедия унесла жизни ребенка и двоих взрослых мужчин. Стоит отметить, что вертолет и моторная лодка держали путь в село Казачье, куда невозможно доехать наземным путем из-за бездорожья.
Многострадальный мост через Лену
О строительстве многострадального мостового перехода через реку Лену говорят уже более 10 лет. Движение с мертвой точки началось только в 2011 году. Тогда и начались предметные переговоры в федеральном минтрансе. В начале предлагался вариант тоннельного перехода через реку. Однако эксплуатация обошлась бы дороже, свое дело сделала и вечная мерзлота, в условиях которой нигде и никогда не эксплуатировали тоннели. В конце концов для обеспечения регулярной доставки грузов и перевозки пассажиров на другой берег реки было принято решение построить мост.
Далее на протяжении трех лет проводились конкурсы по проекту строительства моста. В итоге победителем стали "Транспортные концессии (Саха)". Переговоры по условиям реализации проекта были запланированы на конец 2014 года, но вскоре глава кабинета министров Дмитрий Медведев сообщил о том, что правительство РФ отказалось от идеи строительства моста через Лену, заявив о том, что для осуществления проекта нужно подождать еще:10 лет. Средства было решено направить на более приоритетные проекты, в том числе в присоединившийся к России Крым.
Правительство Якутии решило не останавливаться на достигнутом и начало переговоры с иностранными инвесторами. Худо-бедно, проекту удалось обрести государственный статус и снова войти в федеральную программу Минтранса РФ. Проект будет реализован, но только на условиях концессии. За реализацию проекта взялась китайская корпорация "SinohydroCorporationLimited". Начало стройки запланировано на 2018 год.
Несмотря на появление инвесторов и предполагаемой даты, население республики все еще относится к этому, мягко говоря, скептически. "Не в этой жизни", - отмахиваются местные жители при одном только упоминании о стройке века. Как важен мост для республики здесь знают все от мала до велика. Ранее, для того, чтобы переплавиться на другой берег и попасть на паром, автолюбители в буквальном смысле проводили войны, не обошлось и без жертв. Сейчас намного спокойнее. Бесконечный "караван" из машин на обочине дороги - довольно привычная картина летом. Люди стоят в очереди в жару по семь - восемь часов.
2ya20916.jpg
Авиация
Авиация также является проблемной зоной Якутии. Высокие тарифы на авиабилеты внутри республики - вечный вопрос, который задают жители республики членам правительства. Скидки и всевозможные льготы все равно не решают проблему.
Серьезным ограничивающим фактором развития перевозок в арктических и северных улусах республики является также недостаточный темп обновления регионального авиапарка. До 2025 года ожидается массовое списание самолетов Ан-2, Ан-24/26 и вертолетов Ми-8. Обновлять авиапарк воздушными судами иностранного производства не будут из-за повышения курса валют. Поэтому было решено отремонтировать уже имеющуюся отечественную технику и перейти с дорогого авиационного бензина на керосин.
Помимо технических вопросов, нормальной работе малой авиации препятствуют природные условия. Последний случай был в поселке Зырянка Верхнеколымского улуса. Там из-за повышения уровня воды на реке Колыме частично размягчило грунт взлетно-посадочной полосы местного аэропорта. Как прокомментировали в администрации улуса, данное явление происходит ежегодно и является характерным сезонным риском. Люди смирились с тем, что каждый год главные ворота не функционируют. Стоит отметить, что перевозка пассажиров в райцентр осуществлялась вертолетной техникой стыковочными рейсами из соседнего Среднеколымска.
Железная дорога
Еще одним долгостроем в Якутии является строительство пускового комплекса по маршруту "Томмот - Якутск (станция Нижний Бестях). Напомним, этот участок железной дороги строится уже более 10 лет и до сих пор не сдан в эксплуатацию.По началу срок ввода в эксплуатацию данного объекта планировался на конец 2012 года. Однако по причине неисполнения договорных обязательств генеральным подрядчиком ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" срок ввода переносился не раз. Его обещали достроить сначала к 2015-му, затем в 2016-м, а теперь вообще перестали обещать.
Напомним, пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) был сдан во временную эксплуатацию 30 августа 2014 года. Протяженность линии Беркакит-Томмот-Якутск составляет 798,6 км. В данное время активно ведутся переговоры по вопросу завершения строительства данного участка.
Водный транспорт
Речные перевозки в республике исторически составляют одну из важнейших сфер транспортной деятельности, призванной в первую очередь обеспечивать транспортную доступность. Даже с приходом железной дороги в Якутск потребность в доставке грузов водным транспортом в отдаленные северные районы все равно останется. Так уж сложилось, что
для Якутии речные перевозки являются безальтернативным видом транспорта с высоким социальным аспектом.
Себестоимость речных перевозок ниже железнодорожных, а возможность доставить груз ближе к конечному пункту выше, так как все крупные населенные пункты находятся по берегам рек. К тому же, отсутствие разветвленной сети наземных дорог даже в долгосрочной перспективе оставляет за водным транспортом решающую роль в обеспечении перевозок грузов для Арктики.
Сейчас наиболее серьезной для транспортного комплекса Якутии является проблема реновации речного флота. Как известно, в настоящее время ни одна из 7 судоверфей, расположенных в Ленском бассейне, не занимается судостроением, а флот стареет. Поэтому сегодня стоит вопрос о незамедлительном решении данной проблемы. В настоящее время ОАО "ЛОРП" производит достройку 8 единиц флота за счет финансовых средств АО "РИК" в размере 550 млн рублей. По строительству судов ЛОРПом определена линейка по типам флота, предусматривающая строительство речных судов на Жатайской судоверфи с 2018 года. По итогам реализации комплексного проекта, к 2022 год верфь должна выйти на заданную мощность и начнет выпускать по 10 единиц флота в год.
Кроме того, в последнее время, работники водного транспорта отмечают главную проблему летней навигации - это мелководье на внутриводных путях, поэтому проведение дноуглубительных работ на данный момент является приоритетной задачей для развития речных перевозок в регионе.
К слову, навигация-2016 в Якутии проходит сложно из-за низкого уровня воды в реках, в том числе в Лене. По этой причине, по данным на 9 сентября Северный завоз в республике выполнен только на 65%.
3ya20916.jpg
Светлое будущее
Несмотря на все проблемы, в республике планируют сформировать индустриальный транспортно-логистический узел в Мегино-Кангаласском районе Якутии. Вокруг этого проекта продолжится развитие поселка Нижний-Бестях, станет дальнейшим развитием транспортно-логистического терминала на железнодорожной станции "Нижний Бестях" и строительство перевалочного речного порта. Власти республики намерены за 10 лет сделать Нижний Бестях продолжением Якутска.
4ya20916.jpg
Фото: yakutiamedia.ru
YakutiaMedia.ru