← Топливо, масла и автохимия

Почему ADBLUE это не "мочевина"

На просторах России уже не первый год продается продукт, в просторечье именуемый "мочевиной". Да уж, название не очень эстетичное, но что поделать - народное словотворчество. Многие потребители используют название "МОЧЕВИНА" для обозначения жидкости для катализаторов дизельных двигателей AdBlue. Так речь об одном и том же продукте? Или все же нет?

Жидкость для катализаторов дизельных двигателей AdBlue используют в системах очистки выхлопных газов дизельных автомобилей стандарта евро 4, 5 и 6. Это справка для непросвещенных, но эту статью, видимо, читают люди, знающие "тему". Поэтому перейдем сразу к делу, тем более что в интернете можно найти много материалов о технической части вопроса.
Сегодня не об этом.
Сегодня о принципиальном отличии продукта с названием AdBlue от просто "мочевины". Вроде одно и тоже. Ан нет.
В самом начале (2008-2010 гг) все было просто, появились первые поставщики AdBlue - так называемые "Литва" (Achema), потом "Польша" (Pulawy). Продукты были отменные, если не брать в счет откровенных подделок. Кстати, пресловутый поддельный "подсолнух" до сих пор продается кое-где.  
"Подельная жидкость AdBlue Borealis  ("Подсолнух") в торговой точке":
1ab131016.jpg
Только две проблемы были - цена дорогая, да купить не везде можно.
Дальше - веселее. Началось так называемое "импортозамещение". Для кого-то это действительно ОНО, а для кого-то просто возможность "половить рыбку в мутной воде". Появились  Российские лицензированные производители AdBlue, а наряду с ними в десять раз больше "имитаторов". Цены упали - и это хорошо. Но что с качеством?
Да, кстати:  просьба всем, кто уже заподозрил нас в ангажированности в пользу производителей AdBlue,  - дальше не читать. Все равно подумаете, что мы Вас "лечим". Мы изложим некоторые простые соображения и факты, а Вы уже сами делайте выводы.
Жидкость для катализаторов дизельных автомобилей в международном техническом регламенте имеет аббревиатуру AUS 32  (Европа и Азия) или DEF (США) или ARLA (Бразилия). Это техническое название, означающее 32% раствор мочевины в воде, предназначенный для использования в дизельном двигателе. Эти названия не определяют качество продукта. Это просто определение вещества с конкретными свойствами - как бензин с октановым числом 95, или шины 365/80 R20.
Поэтому не обманывайтесь наличием этих иностранных названий на канистрах. Сами по себе эти буквы доверия к продукту добавлять не должны. Если Вы на фанерном плакате около заправочной колонки увидите надпись "Бензин А95 ЕВРО", это не означает что там то же самое топливо, что на "Газпроме".
2ab131016.jpg
Требования по качеству AUS32 изложены в международном стандарте ISO 22241 и нашем ГОСТ Р ИСО 22241-1-2012.  Отечественные производители "мочевины" очень любят ссылаться на эти стандарты. Однако - Вы должны понимать, что подобная надпись ничего не гарантирует. Сами по себе стандарт ISO или ГОСТ не подтверждают качества конкретной жидкости в магазине, а определяют общие требования к продукту такого типа, как некий ориентир, которому должен следовать производитель. Но в реальных полевых условиях соответствие продукта никто из контролирующих органов не проверяет, а у потребителя даже нет такой возможности.
Совсем иная ситуация с наличием на канистре надписи AdBlue. AdBlue - это торговый знак, означающий своего рода знак качества. За ним стоит гарантированный, не декларируемый, а реальный набор качеств.
Почему это так?
Потому что право использовать на своей продукции название AdBlue имеют только те предприятия-производители, которые прошли процедуру аудита всей своей цепочки производства и дистрибуции. Причем это совсем не формальность.
Проводит аудит международная организации - VDA (Verband der Automobilindustrie). Эта организация регулирует стандарты качества в автомобильной промышленности Европы.
При крайне жестком аудите проверяют все: откуда сырье, само производство, тару, систему контроля качества продукции, логистику, дистрибьюторов и даже могут заглянуть к конечному потребителю - посмотреть как он работает - заливает AdBlue из грязного ведра или использует надлежащее оборудование.
При получении лицензии производитель становится соучредителем торгового знака AdBlue и заинтересован в качестве своего продукта, и следит за качеством продукта своих  коллег - держателей лицензии.  Они просто друг друга контролируют. Лицензиаты дорожат своей репутацией и качеством своего продукта. Иначе лицензию незачем получать, можно и без нее, как и делают все остальные производители, кому все равно. Только деньгами лицензию в VDA не купишь, как это зачастую бывает у нас в России.
То есть если Вы видите на полке  торговой точки, продукт на котором написано AdBlue - у Вас есть все основания доверять этому продукту (конечно, если только мы не имеем дело с подделкой или подтасовкой со стороны продавца). Что может быть надежнее системы, где производители сами приглядывают друг за другом? А потребитель в результате в выигрыше. Именно так обстоят дела с AdBlue и контролем его качества. Недаром все европейские производители автомобилей рекомендуют использовать AdBlue.
А как обстоят дела с другими продуктами данной категории?
Вот как раз все остальные продукты - это "просто мочевина", коей на просторах России немало.
Как только производители "мочевины" не называют свой продукт, и D***blue и Т**блю и A*****blue и E****blue :.. Главное -ассоциироваться с оригиналом -AdBlue, но при этом не нести и части той ответственности, которую несут лицензированные производители.
Вы скажете: ну началось, "поклеп".
Давайте разберемся. Мы не можем утверждать однозначно, что эти производители делают некачественный продукт (за этим трудно следить, мы всех не проверяли). Нет, наверное, они могут сделать и даже, может быть,  делают продукт более или менее нормального качества. Но чем и кем это подтверждено? Перед кем они несут ответственность? Могут они обеспечить стабильное качество своего продукта? Какое сырье они используют?  И главное - кто их проверяет?
Качественное сырье для производства продукта надлежащего качества имеет решающее значение. Это сырье можно приобрести в России буквально в нескольких местах. А вот сельскохозяйственных удобрений в стране навалом. Зачастую именно этим дешевым сырьём пользуются некоторые производители разнообразных ****BLUE. Это сырье имеет всякие нежелательные примеси и продукты, сделанные из него, убивают со временем катализатор автомобиля.  
3ab131016.jpg
Другой распространённый трюк, который используют сомнительные производители -  это небольшое занижение содержания мочевины в растворе. Мочевина, по сути, самой дорогой компонент конечного продукта. Снизил процент-другой мочевины - получил экономию процентов в 7-8 на конечном продукте. Кто будет проверять?
Вы никогда не слышали разговоры о том, что одной "мочевины" почему-то  расходуется больше чем другой? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Кстати, что касается воды -  второго (и очень важного для качества)  компонента продукта - с ним тоже не все так просто. Вода должна быть тщательно очищенная, деминерализованная. Так как неочищенная вода как раз и содержит недопустимое для использования в дизельных двигателях количество примесей,  например, металлов. Для ее очистки надо иметь соответствующее оборудование - высокотехнологичное и недешевое. А зачем на него тратиться-то? Нальем воды из крана - потребители и так "скушают".
В-общем - делайте выводы! Соображения и факты мы изложили.
Что касается разницы цен на "мочевину" и AdBlue. Не все так трагично. Цены уже практически сравнялись. Есть определенные региональные нюансы, но в общем тенденция к выравниванию цен наблюдается.
Понятно, что бегать по торговым точкам с колбами и рефрактометром и проверять качество "мочевины" не реально. Что же делать? Да все просто - требовать гарантированный качественный продукт в торговых точках. Не вестись на дешевые разводки. Только мы сами можем стимулировать рынок к корректной работе своим выбором качественного продукта.
4ab131016.jpg
Покупайте AdBlue в надежных торговых точках, требуйте подтверждающие документы и все будет в порядке. НЕ ЛЕЙ "МОЧУ", ИСПОЛЬЗУЙ АДБЛЮ!
О том, чем отличается один AdBlue от другого AdBlue,  о присутствующих на рынке производителях и их отличительных чертах - поговорим в следующей статье.
Список лицензированных производителей AdBlue можно посмотреть здесь.
Компания OOO "Экотрак"
Адрес: г. Санкт Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 72
тел./факс: +7 (812) 33-44-172
моб.: +7 (952) 202-33-55
Сайт: www.ecotruck.su