На АЗС, расположенных на трассе М-7 в пределах Владимирской области, повсеместно, за редким исключением, продают бензин и солярку с содержанием серы, в сотни раз превышающим предельно допустимую концентрацию
Представители организаций общественного контроля - "Знак качества" и "Народный контроль", созданных партией "Единая Россия", рассказали прессе об итогах месячного мониторинга качества бензина и солярки на заправках в городе Владимире и на трассе М-7 в сторону Москвы от областного центра. Активисты проверяли топливо только по одному показателю - содержанию серы. Картина получилась не радужная.
Депутат Владимирского горсовета, региональный руководитель партийного проекта "Народный контроль" Дмитрий Павлов сообщил, что общественники занимались "выявлением и пресечением" оборота некачественных нефтепродуктов совместно с государственными структурами, такими как Роспотребнадзор и департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области. Контролёры проверили качество топлива как на АЗС, работающих под известными брендами, так и заправки, обслуживающиеся индивидуальными предпринимателями. "Мы подошли к той точке, когда сделаны какие-то выводы, и есть некоторые планы, что будем с этим делать", - сказал Павлов.
Руководитель службы общественного контроля за качеством ГСМ (горюче-смазочных материалов) партийного проекта "Знак качества" Александр Пронякин сообщил, что всего были исследованы образцы топлива на 9 автозаправочных станциях на федеральной трассе М-7 и на 34 заправках в областном центре. Общественник напомнил, что предельно допустимая концентрация серы в топливе по требованиям технического регламента Таможенного союза не должна превышать 10 миллиграммов на килограмм.
Если во Владимире с точки зрения содержания серы в бензине и солярке ситуация вполне благополучная (активисты зафиксировали всего один случай), то на федеральной трассе всё плохо.
"В областном центре этому этому уровню не соответствовал только один образец, приобретённый нами на АЗС PLUS по адресу: улица Добросельская, дом 219. Уровень серы в данном образце составил 7350 мг на кг. Из 9 образцов топлива, отобранных на трассе М-7, соответствовал экологическим требованиям только один образец, отобранный на АЗС "Владимир-Оптон".
Несколько АЗС торговали печным и судовым топливом, не запрещённым законодательством, но не предназначенным для использования в автомобильном транспорте и не соответствующим экологическим требованиям",
- рассказал Александр Пронякин.
Общественники опубликовали список АЗС, на которых продают нефтепродукты содержащие больше серы, чем позволено техническим регламентом (в одном случае ПДК превышена в 845 раз).
1. АЗС ООО "Петрол-инвест-А", деревня Липна - 207 мг/кг;
2. АЗС "Исток", город Петушки - 260 мг/кг (контору с похожим названием активисты "Общероссийского народного фронта" уже уличали в торговле некачественным топливом);
3. АЗС "Никка", 160 км - 3990 мг/кг;
4. АЗС "Сибнефть", 163,8 км М-7 - 4590 мг/кг;
5. АЗС "KARAVAN", деревня Пекша - 7750 мг/кг;
6. АЗС № 13 "РОСТЕХ", г. Покров - 8450 мг/кг.
Пронякин заявил, что такое топливо - прямая угроза не только автомобилям, но и жизни и здоровью граждан, так как при его сгорании вырабатывается диоксид серы, который, соединяясь с влагой, содержащейся в воздухе, по словам Пронякина, превращается в серную кислоту:
"Разрушаются дома, деревья. Это попадает в воду, человек это пьёт, вдыхает диоксид серы, а в лёгких человека ведь тоже находится влага - серная кислота оказывается и в лёгких человека".
Дмитрий Павлов сообщил, что все пробы топлива, взятые на АЗС, были направлены в аккредитованную испытательную лабораторию моторных топлив - ООО "Лаборатория "ОНКо-ВНИИНП", которая располагается в Старой Купавне Ногинского района Московской области. Её специалисты и вынесли заключения о повышенном содержании серы во владимирских нефтепродуктах. Теперь все документы будут переданы в Роспотребнадзор.
Временно исполняющая обязанности заместителя начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Владимирской области Наталия Найдёнова предположила, что руководители АЗС, на которых общественники выявили некачественное топливо, "скорее всего" будут привлечены к административной ответственности по статье 14.7 КоАП - "введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара". В случае, если нарушение совершено впервые, эта статья предполагает штрафы в размере от 12 до 20 тысяч рублей для ИП и должностных лиц, и от 100 тысяч до полумиллиона - для юридических. При рецидиве наказанием может стать приостановление деятельности.
Александра Пронякина спросили, почему во Владимире нарваться на некачественный бензин или солярку с высоким содержанием серы достаточно сложно, а на федеральной трассе - это встречается сплошь и рядом? Со слов Пронякина,
в городе все друг друга знают, и водители, в случае поломки автомобиля, могут предъявить претензии к АЗС, а на трассе заправляются в основном дальнобойщики, которые зачастую сознательно, из корыстных побуждений покупают печное или судовое топливо, таким образом стимулируя предложение:
"В городе продавать очень сложно такое топливо. Умирает катализатор прежде всего в автомобиле, сейчас все автомобили с катализатором, это довольно дорогая такая деталь автомобиля - если он быстро выйдет из строя, будут вопросы к заправке. А на трассе этим топливом заправляются дальнобойщики. В Московской области нет такого топлива, дальнобойщик тянет до Владимирской области, заливает это топливо - СМТ (судовое маловязкое топливо), печное, неважно, с высоким содержанием серы, потому что оно стоит в среднем 28 рублей, и на нём. Как правило, хозяева, которые сами едут - у них такие простенькие автомобильчики, и они их просто не жалеют. Есть те, которые работают на хозяина, едут на этом автомобиле, заправляют умышленно автомобилей этим видом топлива для того, чтобы разницу, потом покупает он чек на нормальное топливо, и вот разницу в районе 8 рублей он кладёт в карман, это плюс к его зарплате. Вот и всё, вся мотивация заправляться этим топливом".
Дмитрия Павлова спросили, рассчитывает ли он на то, что от деятельности народных контролёров будет "выхлоп" в виде привлечения продавцов некачественного топлива к ответственности?
Депутат-общественник ответил, что он "булочки из будущего" не производит, но надеется на то, что эффект будет: "Я надеюсь, что контрольно-надзорные органы отработают качественно, и, всё-таки, эти санкции должны быть возложены. Самое главное - это реакция обратная рынка. Если эти санкции, надеюсь, на них воздействуют, и надеюсь, что они будут понимать, что последующие санкции - вплоть до закрытия, что убытки будут серьёзные. Наша-то задача - не столько штрафовать, сколько рынок привести в соответствие, чтобы они нас не травили, грубо говоря, всех вместе. Я надеюсь, что обратная реакция будет правильная, а контрольно-надзорные органы сделают своё дело качественно".
Дмитрий Павлов анонсировал продолжение общественного контроля за качеством нефтепродуктов по другим показателям, например, октановому числу: "В ближайшее время мы скажем - 92, 95 или 98 бензином мы действительно заправляемся, или окажутся такие же у нас сюрпризы, как с судовым маловязким топливом, или окажется что-то третье, о чём массовый потребитель даже не подозревает".
Напомним, что
в ноябре 2014 года губернатор Владимирской области Светлана Орлова впервые заявила о фактах продажи печного топлива на АЗС 33-го региона. По её сведениям, на тот момент 50% продаваемого в области горючего было "бодяжным".
Она тогда даже анонсировала проведение специальной операции "Бензин".
В начале декабря 2014 года полиция нагрянула в офисы трёх крупных участников регионального топливного рынка. Продавцы бензина увязали этот визит с предшествовавшими заявлениями губернатора, и заявили, что контрафакт ищут не там, где он есть, а там, где проще провести проверку.
В февраля 2015 года тему качества бензина обсуждали на "круглом столе" регионального штаба Общероссийского народного фронта. На этом мероприятии видный фронтовик Игорь Шубников даже предложил построить во Владимирской области нефтеперерабатывающий завод. После этого несколько крупных продавцов топлива на условиях анонимности обозвали Шубникова "клоуном".
В апреле 2015 года губернатор Орлова напрямую обвинила "ЛУКОЙЛ" в завозе во Владимирскую область печного топлива, и высказала недовольство тем, как по этой теме отработало Владимирское УФАС.
Спустя месяц, в мае 2015 года, "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" предложила свою помощь губернатору Владимирской области по борьбе с контрафактным топливом.
В июле 2015 года Светлана Орлова заявила о решимости продолжить борьбу с контрафактным топливом, и сообщила, что руководство Владимирского УФАС в этом вопросе "сдулось".
В конце августа 2015 года общественники установили, что в Петушинском районе "топливо отвратительного качества". Более того, одна из АЗС вообще была зарегистрирована в Ярославской области. Активистов возмутило, что эти бизнесмены убивали наши автомобили, а налоги платили в бюджет соседнего региона.
В некоторых случаях, как, например, в октябре 2015 года, деятельность общественников приводила к наложению штрафов на продавцов.
Во время последних новогодних каникул активисты ОНФ в очередной раз проверили качество топлива на АЗС, выявили нарушения и намекнули, что Белый Дом лишь декларативно борется с плохим горючим.
Фото: moyidorogi.ru
Зебра-ТВ