Минтранс предложил поднять тариф в системе "Платон" в начале 2017 года с 1,5 до 2,5 рублей за километр, а к июню увеличить до 3 рублей. Крупные ритейлеры Татарстана о возможном повышении цен на продукты из-за удорожания "Платона" знают, но как это повлияет на цены, не комментируют. "У нас нет своей логистики. Мы заказываем транспортным компаниям перевозку грузов, они же проводят все необходимые расчеты. Поэтому повышение стоит комментировать им", сообщила РБК-Татарстан Ольга Глебова, руководитель департамента маркетинга "SegrosCash&Carry".
"Чаще всего груз везут из Москвы и, насколько увеличится цена доставки будет напрямую влиять удаленность от столицы. Но, можно сказать, что стоимость одной перевозки, в среднем по России, вырастет на 1000 рублей. Где-то эта тысяча "растворится" в стоимости перевозки всего груза, которая может доходить до ста тысяч рублей, а где-то повышение будет более значительным и это уже зависит от игрока, который может показать для сети увеличение стоимости перевозки на 5%, а реально она вырастет на 0,5 %", - комментирует Алексей Власенко, руководитель отдела продаж транспортной компании "Рейл континент", которая как раз и обеспечивает транспортные услуги для федеральных игроков, таких как "Метро", "Ашан" и "Икеа".
Самый распространенный маршрут, который совершают местные дальнобойщики - "Казань-Москва-Казань". Сейчас за проезд по нему транспортные компании платят по льготному тарифу - около 6 тыс. рублей. С удорожанием одного километра пути почти вдвое, вырастет и плата, поэтому показывать "лишние" здесь смысла нет.
"Перевозчику этот круг стоит 6 тыс. рублей, если повысят тариф на 1 рубль за километр, то цена за федеральные дороги вырастет минимум на 5 тысяч рублей, - считает представитель логистической компании "Гарма" Ильнар Хакимов. Он привел в пример поставки фермерского молока из Московской области, стоимость которого для жителей городов республики вырастет ощутимо. - Важно понимать, что молоко не сразу попадает на прилавок: от сельхозпроизводителя фермерский продукт отправляют на переработку, оттуда на упаковку, затем на Московский логистический склад и так далее по цепочке, которая в Татарстане может включать еще несколько этапов. Естественно, здесь задействованы и федеральные дороги, из-за чего пакет молока в магазине может подорожать до 50 %".
Стоит отметить, что кроме Москвы из Татарстана часто отправляют большие грузы в Краснодар, Уфу, Омск, Кемерово, и Красноярск. Против повышения тарифа и местные дальнобойщики, которые не согласны не столько с повышением тарифа, сколько со всей системой "Платон". Причем, платить за дороги они не отказываются, но не хотят и оплачивать их отсутствие.
"Несомненно, в Татарстане я готов платить за дороги, но в России множество территорий, где их просто нет и платить там не за что. Например, Чита, где федеральная трасса ничем не отличается от грунтовой дороги или Сибирь, где вообще нет полностью асфальтированных дорог. Недавно я ездил в Саранск, за два рейса три колеса пришли в негодность из-за плохого состояния дорог, а потрачено было 60 тыс. рублей. Кто мне эти издержки оплатит?", - задает вопрос водитель грузовика.
Министр транспорта России Максим Соколов не согласен с тем, что повышение тарифов "Платона" отразится на конечной цене продуктов, так как доля системы в прошлогоднем повышении товаров составляла 0,10%. По данным Минтранса РФ, сегодня в системе "Платон" зарегистрированы свыше 760 тыс. автомобилей, что составляет 80% от всего парка 12-тонных грузовиков в России.
Напомним, система взимания платы "Платон" (сокращение от "плата за тонны") с большегрузов, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн, была введена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года. Инициатива ее создания принадлежала российскому правительству, в частности Росавтодору. За счет сборов "Платона" в России ремонтируют дороги и строят новые объекты дорожной инфраструктуры. К примеру, мост через Каму у села Сорочьи Горы построен частично на деньги собранные "Платоном". На последнем этапе, в результате решения правительства России, республике была оказана поддержка в виде межбюджетных трансфертов в размере 687 млн рублей. Стоит добавить, что по статистике Минтранса РФ, 56% ущерба федеральным дорогам наносят именно большегрузы.
Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики привели следующие подсчеты: один 12-тонник за год оказывает на дорогу такое же воздействие, как 50 тыс. легковых машин. Большегрузы повреждают дорожное покрытие, а при существующем качестве дорог, вовсе разрушают дорожную конструкцию. В результате необходимо строить новую дорогу.
Фото: kazan.bezformata.ru