← ИТ в логистике, бухгалтерия

Анализ стиля вождения не позволит водителям угробить ваш транспорт

Системы спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга, установленные на транспортном средстве, позволяют владельцу получать точную информацию о местонахождении грузового автомобиля или спецтехники. 

В Европе и Америке используются системы управления автопарком FMS и системы управления транспортом TMS.  В России так же существуют подобные системы мирового класса, но почему же до сих пор в большинстве автопредприятий страны системы спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга используются неэффективно или не используются по прямому назначению?
На данный, волнующий многих вопрос, мы попросили ответить эксперта рынка спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга и управления автопарками фирмы "АЙТОБ" - Петра Ёлкина.
241116_1.jpg
"Действительно сегодня сложилась парадоксальная ситуация, в большинстве транспортных компаний уже установлены системы спутникового наблюдения и слежения. Эти простые системы мониторинга позволяют владельцу видеть на онлайн карте весь свой автотранспорт и опираясь на полученые данные принимать управленческие решения. Увидел нарушение скорости или отклонение от маршрута - вызвал водителя, пожурил или же оштрафовал. Но при всей очевидной пользе у владельцев автопарков к подобным системам сложилось не самое позитивное отношение. Причин этому можно назвать много, но перечислю лишь основные:
- неверный подбор оборудования
- неграмотное внедрение и дальнейший ввод в эксплуатацию
- отсутствие возможности постоянного обновления системы
- не проведенное полноценное обучение и отсутствие технической поддержки
- внедрение системы мониторинга транспорта для галочки
241116_2.jpg
Последний пункт больше всего и подорвал доверие собственников к системам мониторинга и контроля. Судите сами, у нас в стране внедрение систем спутникового контроля вводится не планомерно и взаимовыгодно, а скачкообразно и часто по принуждению. Сегодня в определенных категориях транспорта уже должны быть установлены - ГЛОНАСС/GPS терминал, тахограф, система оплаты "Платон" и в самое ближайшее время на все автомобили должна быть установлена в обязательном порядке система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС.  В ускоренном порядке разрабатываются поправки к закону для возможности объединить все перечисленные выше приборы в единый "черный ящик" и сделать из него систему тотального слежения и административного принуждения, об этом мы недавно с вами уже беседовали.  
241116_3.jpg
Чаще всего происходит так - выходит очередной грозный приказ или постановление по оборудованию коммерческого транспорта к такому-то сроку системами ГЛОНАСС или другими системами контроля. Все законопослушные владельцы автопарков выделяют значительные средства и время и массово снимая с линии автомобили в срочном порядке оборудуют очередной коробочкой все свои транспортные средства. К сожалению, выбор, полностью соответствующих новому приказу, приборов и устройств очень ограничен и выбирать приходится всего из двух трёх систем, а иногда и вовсе не имея альтернативы. Отбор систем мониторинга рекомендованных к внедрению и имеющих все необходимые чиновникам сертификаты и допуски происходит по каким угодно критериям, но только не по критериям качества. В итоге владелец, переплачивая за наличие целого пакета бумажек, получает систему далеко не лучшего качества и с ограниченными возможностями. Не редко получается, так, что уже купленный и внедренный прибор оказывается не соответствующим новой поправке к приказу и необходимо покупать новый. Всё это не способствует формированию доверия к системам мониторинга и контроля в целом, скорее у владельца возникают прямо обратные чувства. Терминалы и системы ставятся к определённому сроку, у определённых компаний, с колоссальной потерей прибыли и времени, но не для того, чтобы оптимизировать свои расходы и сократить себестоимость, а для того, чтобы избежать проблем и не нарваться на штрафы. Самое печальное в этой истории, что компании, массово внедряющие подобные обязательные системы, не проводят квалифицированного обучения и не организуют тех поддержку, а иногда и вовсе прекращают своё существование и просто бросают своих клиентов.
- Петр, а какую тогда пользу может принести система спутникового ГЛОНАСС GPS мониторинга и сможет ли она действительно оптимизировать расходы или это рекламный трюк? Как владельцу автопарка разобраться в различных системах мониторинга и как правильно выбрать?
Действительно, мы в Интернетечасто сталкиваемся с недобросовестной рекламой систем спутникового мониторинга, обещающую при внедрении именно этой системы спутникового контроля экономию, чуть ли не в 50%. Это бред!
Сама по себе система ГЛОНАСС трекинга не может приносить прибыль и сокращать расходы, это исключительно расходная часть, так как нужно купить и установить оборудование, нанять и обучить диспетчеров, выделить им отдельное помещение. В итоге владелец получит очень важную базовую информацию, что позволит дисциплинировать водителей и применять к ним обоснованные меры взыскания:
- где точно находится его автотранспорт;
- сколько по времени двигался, а сколько простаивал транспорт;
- с какой скоростью и в каком направлении он двигался;
- фактические маршруты движения ( GPS треки);
- какое ускорение или замедление воздействует на автомобиль (при наличии встроенного акселерометра).
241116_4.jpg
 
Именно на базе эти данных и выстраивается вся дальнейшая система контроля и управления автопредприятием, включая и такие сложные IT-системы как FMS (Fleet Management Systems)  и TMS ( Transport Management Systems). Можно сказать, что это фундамент всей системы управления транспортным предприятием, поэтому нельзя экономить на покупке базовых ГЛОНАСС/GPS терминалов, которые сейчас массово предлагаются на рынке сотнями китайских компаний. В основном эти китайские ГЛОНАСС/GPS трекеры с низкой ценой, но достигается она в ущерб качеству, срок жизни таких приборов чаще всего год. Исключения конечно бывают, например, тайваньская продукция хорошо показала себя, но логистика и таможня сильно сказываются на конечной цене, поэтому они в итоге дороже отечественных аналогов. Отличные решения делают российские и прибалтийские разработчики и некоторые из них сейчас являются лидерами продаж, при очень высоком качестве продукции! Да, их продукция, безусловно, дороже китайской, но фундамент надо делать прочным и надолго.
На качественном фундаменте делается первый этаж - система контроля уровня топлива.
241116_5.jpg
 
Система контроля уровня топлива позволяет контролировать движение топлива, проходящего через топливный бак - заправки, расход и сливы. Данная система, при её грамотном внедрении позволяет владельцу серьёзно сократить такую весомую статью расходов как ГСМ. За счёт постоянной информации, поступающей от ДУТ (датчика уровня топлива) система фиксирует сколько топлива было залито и сколько израсходовано, так же фиксируются сливы топлива. За счёт этого практически полностью прекращается воровство и другие махинации с топливом и есть возможность вести оперативный учёт по фактическим нормам, а не по установленным приказами нормам. Данная система даёт возможность серьёзной экономии, и её значения зависят от масштабов воровства на конкретном предприятии. Наш десятилетний опыт показывает, что воруют (или как говорят водители - "экономят") везде, все споры о том, что это не так, заканчиваются после установки тестового оборудования по прошествии месяца его эксплуатации. Расход топлива у всех тестовых автомобилей в этот месяц почему-то резко падает, и владелец понимает сколько он реально "дарит" своим сотрудникам денег ежемесячно. Не всегда внедрение подобной системы проходит гладко, и мы встречаемсяс саботажами, вандализмом и даже с устойчивыми группами мошенников. Система окупается за несколько месяцев и приносить дополнительную прибыль в течении всего времени работы.
241116_6.jpg
Система планирования маршрута - второй этаж системы TMS (управления транспортом).
Данная система позволяет руководителю или владельцу сделать транспортную логистику более прозрачной, он уже не принимает как данность, те маршруты, предложенные логистами и которыми решил поехать водитель, а постоянно видит маршруты на онлайн карте, контролируя фактический маршрут движения и временные окна доставки через план-фактный анализ. Система позволяет оптимизировать работу логистов и контролировать правильность построения ими маршрутов, а также соблюдать жесткие временные окна доставки. Это позволяет не только повысить лояльность клиентов, но и сократить расходы на доставку, особенно при использовании наёмного транспорта. Так как фактические маршруты и его протяженность точно известны, то и оплата идёт по факту выполнения и качеству исполнения заказа.
241116_7.jpg
Анализ стиля и безопасности вождения. Страховая телематика
Анализ стиля и безопасности вождения является еще одним дополнительным уровнем системы TMS (система управления транспортом). Её внедрение требует установки дополнительных датчиков - акселерометров. Если грамотно внедрить и настроить данную систему, то можно получать сводные настраиваемые таблицы по каждому водителю и анализировать поведение каждого водителя на дороге. По итогам периода - (неделя, месяц) руководитель или владелец получает данные по всему подразделению и на их основе принимает управленческие решения, кого из водителей поощрить, а кого наказать или уволить.
В любом транспортном подразделении присутствуют не только лихачи и хамы, которые своим поведением провоцируют ДТП и халатно относятся к вверенной технике, но и "кроилы", это те водители, которые выкраивают лишние литры топлива, но не для того, чтобы сэкономить, а для того, чтобы их слить их. Часто это делается в ущерб качеству работы. Например, временное выключение рефрижераторной установки поможет сэкономить лишние литры, но может привести к порче части товара, как это было у одного из наших клиентов.
Система анализа стиля вождения также используется в современных системах страхования - страховой телематике. Страховым компаниям важно знать, как водитель относится к технике, особенно лизинговой и при наступлении страхового случая, оперативно принимать решения по каждому конкретному случаю опираясь на статистику, накопленную по каждому водителю. Умное страхование предполагает повышенный коэффициент для нарушителей ПДД и лихачей и скидки на страхование для тех, кто ездит аккуратно. Сейчас нам обещают до 30% скидки на КАСКО тем, кто покажет свою безаварийную и аккуратную езду на деле, этому вполне можно верить, так как деньги на премии будут с лихвой браться с тех, кто водит небезопасно.
Это только небольшая часть функционала системы FMS (управления автопарком) и системы TMS (управление транспортом) и, если будет интересно, мы продолжим этот разговор. Но даже рассмотрев часть функционала можно сделать определенные выводы и дать рекомендации владельцам и руководителям транспортных предприятий.
1. Не экономьте на железе, берите самые современные ГЛОНАСС/GPS терминалы с хорошими рекомендациями и возможностью подключения различных сторонних датчиков.
2. Обратите пристальное внимание на телематическое программное обеспечение, оно не должно быть с закрытым протоколом (иметь возможность перейти на другую систему с имеющимся оборудованием) и закрытым кодом (иметь возможность дописывать код собственными силами или силами сторонних специалистов).
3. Если для учёта вы используете “1С: Предприятие” обратите внимание на способ передачи данных из системы мониторинга. Это может быть прямой обмен, внутри базы или же ретрансляция данных, первый работает значительно быстрее и без сбоев.

4. Основная экономия достигается не за счёт контроля местоположения транспорта, этого недостаточно, а за счёт учёта и анализа полученных от системы мониторинга и подключенных датчиков – датчика уровня топлива, датчиков температуры, акселерометров, датчиков подъёма, нагрузки и других.

5. После тщательного выбора системы мониторинга, не менее тщательно подбирайте интеграторов. Даже самая лучшая система может быть криво установлена. Обязательно проверьте есть ли у интегратора техническая поддержка и как быстро она отвечает вам на заявки.

6. Выбирайте систему мониторинга, которую со временем можно масштабировать и дорабатывать, так как задачи транспортного отдела могут меняться по мере роста/сокращения, и при переходе на наемный транспорт.

Возвращаясь к вашему вопросу “Cможет ли система мониторинга действительно оптимизировать расходы или это рекламный трюк?” отвечу кратко. Действительно сможет, если вы не будете покупать “кота в мешке” соблазнившись низкой ценой, а потратите немного времени на подбор оборудования, выбор программного обеспечения и интеграторов. Если всё подобрано, внедрено и настроено правильно, то экономия на транспортные расходы может действительно достигать 30%, что в денежном эквиваленте выливается с миллионы рублей ежегодно. Подобная система окупится за несколько месяцев и позволить не только оптимизировать расходы, но и увеличить прибыль с каждого рейса. На практике после внедрения системы получается, так, что владелец видит, что выгодней нанимать сторонний транспорт и контролировать его через мультипротокольный сервер, принимая данные от систем мониторинга контрагентов и очень серьёзно экономить на этом.

Если вы хотите узнать более подробно о различных системах мониторинга и системах TMS и FMS или готовы поделится с нами своими способами практической экономии на транспортных расходах приглашаем вас на наш открытый бесплатный вебинар который пройдет 30 ноября 2016 года.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР

Узнайте больше о возможностях систем спутникового мониторинга, планирования маршрутов и транспортной безопасности от фирмы "АЙТОБ" или закажите бесплатную демонстрацию программы.

тел.: +7 (495) 545-5458

e-mail: info@itob.ru