На бывшем бумажном заводе в Углегорском районе Сахалина продолжают собирать серу, которую на предприятии использовали для производства бумаги. Отсюда химический груз отправляют в Корсаков, а оттуда в Томск, где находится самый крупный и современный полигон для захоронения токсичных отходов промышленного класса.
До 2002 года из химического элемента варили кислоту, необходимую для расщепления древесины, потом целлюлозно-бумажный завод прекратил свою деятельность. Производство законсервировали, но химикаты остались на месте. Ликвидировать предприятие проще, чем по всем правилам и требованиям утилизировать опасные вещества. Токсичные отходы производства хранили в специальном металлическом ангаре. Но конструкцию разобрали на металлолом, а сера осталась лежать под открытым небом.
Спустя десятилетие о слое химикатов вспомнили, нашли средства и начали действовать. Первый этап - подготовка серы к вывозу и ее сбор в мешки - начался еще два месяца назад. Токсины собирали погрузчиком, фасовали и складировали здесь же на специально отведенной площадке. Партии мешков "упаковывали" в 40-футовые контейнеры и отправляли в Корсаков. По информации соавторов, участвующих в утилизации, углегорской серой в прошлый раз наполнили около 30 контейнеров. В прошлом месяце "урожай" химикатов был не такой богатый, но все-равно довольно внушительный. Сборщики утрамбовали мешками с серой около 10 контейнеров.
Из Корсакова химический груз отправили в Томск, где находится самый крупный и современный полигон для захоронения токсичных отходов промышленного класса. Сера - не самый дорогой химикат. Ее утилизация обходится в среднем в 20 тысяч рублей за тонну.
После вывоза химикатов территорию бумажного завода рекультивируют, счищая погрузчиками загрязненную землю. Основная задача - снять слой, на котором долгие годы лежали химикаты. Зачищенную поверхность засыпают свежим грунтом, слоем не менее 15 сантиметров. На особо загрязненных участках применяют другую технологию. Территорию, где сера впиталась слишком глубоко, застилают специальной тканью, которая не позволяет грунтовым водам смешиваться с химикатами, и только после этого засыпают слоем земли.
Фото: sakhalin.info