В обиходе их чаще называют просто бензовозами: будь то автомобиль с цистерной для жидкого топлива на базовом шасси или полуприцеп с емкостью для горючесмазочных материалов. Полуприцепные модели, как правило, вместительнее - их цистерна вмещает от семи до тридцати тысяч литров.
Жидкие нефтепродукты, прежде всего - бензин, дизельное топливо и керосин - большими объемами транспортируются по автодорогам всего мира на сотни и тысячи километров. В силу специфики груза этот процесс требует соблюдения особо тщательного режима безопасности при загрузке, транспортировке и выгрузке. Это и определяет основные требования к полуприцепам с цистерной для перевозки ГСМ.
Цистерна полуприцепа снабжается маркером, отмечающим объем топлива, находящегося внутри. Кроме того, во избежание избыточного давления герметичная в целом цистерна имеет дыхательный клапан, позволяющий ее внутренней части сообщаться с атмосферой снаружи. К цистерне подсоединены сливные патрубки, на которых имеются задвижки и отстойники с водоотделительной системой. Отдельная категория бензовозов - автозаправщики - оборудуется также топливораздаточным пистолетом со счетчиком выдачи топлива (дублирующее устройство может располагаться в кабине водителя) и насосной установкой - или, говоря собирательно, узлом выдачи топлива. Он также снабжается фильтром очистки жидкости с манометрами, позволяющими контролировать давление в напорной линии и степень загрязнения фильтра. Обычно УВТ комплектуется катушкой с десятиметровым шлангом; для работы в темное время суток предусмотрен светодиодный светильник. Однако автозаправщик - лишь одна из многих разновидностей полуприцепа для перевозки ГСМ. Поэтому вернемся к устройству самой цистерны, которое у всех разновидностей этой техники сходное. Внутри большинство цистерн-полуприцепов для перевозки ГСМ разделено на отсеки, количество которых варьируется от 2 до 8. Это позволяет перевозить в одной цистерне разные грузы.
Полуприцеп-бензовоз Kassboher STB-32 (ЕС)
У полуприцепов-цистерн известного европейского производителя интересующей нас спецтехники Kassboher в разных моделях цистерн от 4 до 6 отдельных отсеков. У модели полуприцепа-бензовоза этого производителя STB-32 с алюминиевой цистерной уже в базовой комплектации их пять.
Этот полуприцеп имеет габариты (длина/ширина/высота) 12460х2550х3425 мм. Из трех его осей одна - подъемная. Собственный вес модели - 5400 кг, объем цистерны - 32 кубометра. Грузоподъемность STB-32 - 26 400 кг, соответственно, полная снаряженная масса полуприцепа - 34 тонны.
Оси бензовоза рассчитаны на нагрузку в 24 000 кг (по 8000 кг на каждую ось), на седельно-сцепное устройство передается 10 000 кг веса. Базовая высота седельно-сцепного устройства полуприцепа составляет 1150 мм, но под заказ производитель предлагает изготовление моделей с высотой ССУ в широком диапазоне - от 1100 до 1400 мм. В передней части полуприцеп оснащен стальным опорным устройством производства JOST, Подвеска у полуприцепа пневматическая, с осями BPW. Тормозная система производства Wabco с EBS и антиблокировочной функцией позволяет существенно сократить тормозной путь и сделать процесс торможения комфортным, в том числе и для самой техники, оптимизируя износ тормозных колодок и тормозных дисков.
Жидкости, которые перевозит эта техника, относятся к горючим и имеют третий класс опасности. Поэтому устройства для заземления и противопожарные средства также имеются у каждого такого полуприцепа в обязательном порядке. Огнетушители служат для ликвидации возгорания, песок - для того, чтобы связать горючую жидкость прежде, чем она растечется или улетучится.
Для полуприцепа, перевозящего ГСМ, часто важно поддержание определенного температурного режима - для того, чтобы горючая жидкость не начала испаряться или, наоборот, охлаждаться ниже допустимого порога. Качество цистерны-термоса особенно актуально в холодное время года, когда на большей части нашей страны царят низкие и экстремально низкие температуры. Полуприцеп, перевозящий ГСМ, в обязательном порядке оснащается проблесковым маячком. Система проводки транспортного средства надежно экранируется. Специальное защитное приспособление, которым также оснащаются топливовозы, предохраняет от повреждения часть цистерны и бензобак. В нижней части цистерны находятся специальные донные клапаны, которые большую часть времени герметично закрыты. Все трубопроводы, имеющиеся у современных топливозаправщиков, снабжаются быстроразъемными соединениями, позволяющими за считанные секунды подсоединять и отсоединять сливные и напорно-всасывающие рукава без потерь ГСМ.
К тягачам, работающим с цистернами полуприцепами для ГСМ в составе автопоезда, предъявляются особые требования. Одно из них - выхлопная труба тягача должна быть установлена либо спереди, с правым выхлопом, либо непосредственно за кабиной с правой стороны. Для максимальной безопасности на выхлопную трубу надевается искрогаситель.
Бензовоз-полуприцеп Nursan (Турция)
Полуприцеп турецкого производства имеет стальную цистерну объемом 38 кубометров с верхним заливом через люки крышек горловин. Толщина стенок цистерны - не менее 4 миллиметров. По всей длине цистерны находится стальное защитное ограждение заливных горловин; конструкцией предусмотрена возможность пломбирования загрузочных люков каждого отсека. По желанию покупателя каждый из трех отсеков цистерны может оснащаться пневматическим донным клапаном.
Два сливных рукава бензовоза изготовлены из композитных материалов, а пеналы для них - из ПВХ. С правой стороны полуприцепа, между опорным устройством и передней осью, находится технологический шкаф, где располагаются трубопроводы для донной загрузки и выгрузки топлива (опция), шаровые краны с ручным управлением (при верхнем наливе) и указатели марки топлива на сливных трубопроводах, заземляющий проводник.
Площадка обслуживания бензовоза снабжена нескользящей дорожкой и складным поручнем высотой 90 сантиметров; лестница сзади цистерны имеет ступени, также исключающие скольжение. Полуприцеп комплектуется 15-метровым кабелем заземления с намоткой и зажимом, двумя 6-килограммовыми огнетушителями, кронштейном крепления запасного колеса, двумя противооткатными упорами. Тормозная система полуприцепа - двухпроводная, производства Haldex; имеется опция блокировки рабочей тормозной системы полуприцепа при сливе топлива. Подвеска бензовоза - трехосная пневматическая. Грузоподъемность осей производства Nurmek - 12 000 кг на каждую из трех, первая ось - подъемная.
Электрооборудование полуприцепа рассчитано на 24V. Колеса у данной модели барабанные, марки Bridgestone или Lassa, размерности 385/65 R22,5. В России цистерна бензовоза окрашена в оранжевый цвет и снабжена предупредительной надписью "Огнеопасно".
Заполнение цистерны полуприцепа происходит в зависимости от его конструкции либо сверху, либо снизу. Во многих моделях отечественных топливовозов заполнение секций и сегодня производится через верхние люки - тогда как в Евросоюзе, Северной Америке, Японии и Корее традиционно используют нижнюю загрузку. Она позволяет полностью избежать разбрызгивания топлива, вредного для здоровья находящихся поблизости людей и окружающей среды. Оператор при этом избавлен от удовольствия вдыхать пары бензина. Кроме того, при нижней загрузке в цистерну не попадают частицы мусора, пыли и дождевые капли. Заполнение цистерны снизу, через систему клапанов и фитингов, целесообразно и с точки зрения экономии. Технология нижнего налива с использованием современных систем рекуперации позволяет собирать и направлять на переработку до 95% гидрокарбоновых паров.
Система нижнего налива цистерны полуприцепа согласно действующим в нашей стране нормативам включает в себя насосную установку, устройство беспроливной стыковки, трубопроводы слива и нижнего наполнения, запорные крышки, донные клапаны, датчики наполнения, упомянутую выше систему рекуперации газов, дыхательные клапаны. Каждая из секций цистерны топливовоза оснащена датчиком ограничения наполнения, рекуперационным вентилем, а также особым люком для обслуживания, который закрывается крышкой с дыхательным устройством. Цистерны для ГСМ изготавливаются из нержавеющей стали либо алюминия, который легче, чем сталь. В первом случае внутреннюю часть цистерны обрабатывают антикоррозийным составом. Соединительные швы цистерны провариваются изнутри и снаружи, внутренние швы снабжаются шпангоутами. Готовые емкости в сечении чаще всего круглые либо же имеют "чемоданную" форму, что позволяет увеличить объем без увеличения ширины цистерны. Снаружи цистерны покрывают грунтовым слоем, шпаклевкой и, наконец, краской. У известных производителей покрасочное отделение выделено в особый участок производства, у менее основательных компаний цистерну красят непосредственно при сборке полуприцепа.
Готовая цистерна устанавливается на дополнительную раму, которая затем монтируется на раму полуприцепа. Большинство моделей, рассчитанных на перевозку значительного количества ГСМ, трехосные. Для смягчения влияния дороги на перевозимый груз в конструкции полуприцепов-цистерн используют пневмоподушки и пневмоподвеску.
На современном российском рынке представлены как зарубежные модели полуприцепов-топливовозов из стран Евросоюза, Турции, Кореи и Китая, так и большое количество отечественной техники. Среди российских моделей немало надежных образцов, заслуживших доверие перевозчиков, к тому же они часто привлекательнее в плане цены, чем импортные аналоги.
Кроме бензовозов, перевозящих дизельное топливо, бензин и керосин, есть специальные полуприцепы-цистерны для транспортировки темных нефтепродуктов и мазута - нефтевозы и мазутовозы. Для транспортировки масла служит специально оборудованный для этого груза масловоз. Битум, широко используемый в дорожном строительстве, также является продуктом переработки нефти. Однако отдельная машина для транспортировки каждой категории ГСМ имеется разве что в идеальном автопарке. На практике же разные нефтепродукты зачастую перевозят в одной и той же цистерне. При этом представляется очень нежелательным перевозить в одной и той же емкости светлые и темные нефтепродукты поочередно. Если же это неизбежно, цистерну, в которой транспортировались темные нефтепродукты, подвергают процедуре паровой очистки емкости - и только после этого перевозят светлые. То же самое проделывают с бензовозами, которым в силу обстоятельств пришлось перевозить масло или мазут.
Фото: Прогресс технологий