Дайте денег - эту фразу можно считать девизом закончившихся дискуссий вокруг федерального бюджета. Дополнительных ассигнований просили и социальные министерства, и оборонка, и регионы. Однако всегда ли не финансовая проблема так остра?
Аварийные выбоины
Усомниться в этом заставили подведённые 12 декабря Счётной палатой РФ итоги экспертно-аналитического мероприятия "Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов Российской Федерации". Актуальнейшая тема! Ведь протяжённость автодорог регионального значения составляет около полумиллиона километров. И около 62 процентов - более 300 тысяч километров - "не соответствуют нормативным требованиям".
Что это значит, может рассказать любой, когда-либо бороздивший провинциальные просёлки, на которых впору снимать фильмы о бомбёжках Великой Отечественной. Отсюда и зашкаливающая аварийность: 142 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 16 766 человек, как сообщил Валерий Богомолов, аудитор Счетной Палаты.
Дороги несут не только чисто логистическую функцию: они социально скрепляют регионы, позволяя отдалённым районам развиваться и не чувствовать себя оторванными от "Большой земли" с её театрами, музеями и прочими благами цивилизации. Видимо, по этой причине ещё в 2012 году президент Владимир Путин определил необходимость удвоить объёмы строительства и реконструкции автомобильных дорог. Были составлены соответствующие планы и, что крайне важно, определены источники гарантированного финансирования.
Однако дело не пошло. Только
в этом году было введено за восемь месяцев всего 308 километров дорог или 18 процентов от годового задания, а в прошлом году в 17 регионах вообще не было введено ни одного объекта из запланированных.
В регионах тоже "креативят"
В чём же причина? Может, перебои с финансированием? Так нет. Во всех регионах приняты законы о дорожных фондах, которые пополняются из семи источников, при этом основных - три: акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты. Вполне надёжные и прогнозируемые источники, уровень потребления автомобильного топлива и количество автомобилей по транспортному налогу хорошо просчитываются, а их число достаточно стабильно.
Тем не менее в регионах регулярно ошибаются в прогнозах - какие же суммы поступят в дорожные фонды. В 2015 году планировали получить в целом по России 268 миллиардов рублей, а поступило гораздо больше - 400 миллиардов, разница в 132 миллиарда рублей! Впрочем, каждая ошибка имеет логическое обоснование, если речь идёт о таких громадных суммах. Счётная палата не стала углубляться в анализ по этому направлению, рискнём предположить, что упомянутые 132 миллиарда, не учтённые в планах и "неожиданно" свалившиеся в региональные бюджеты, были направлены впредь до определения, на какие неотложные дорожные нужды их потратить, на депозиты доверенных банков. Даже под пять процентов годовых набегают приятные суммы, вопрос только в том, как эти дивиденды распределяются, только ли на бюджетные счета?
Да и то сказать, разве в регионах работают менее креативные управленцы, чем, скажем, во многих федеральных корпорациях и предприятиях, которые не расходуют на строительство бюджетные инвестиции, а размещают их в банках, получая гарантированную прибыль? Правда, случаются и провалы, когда банки лопаются, а деньги пропадают, как это произошло во Внешпромбанке в прошлом году. Тогда пострадали вполне уважаемые государственные организации. Но кто не рискует:
Такие умозаключения подтверждают и другие данные, обнародованные Счётной палатой. Например, кассовое исполнение утверждённых объёмов дорожных фондов - около 86 процентов, из 708 миллиардов израсходовали 610 миллиардов рублей. Почти 100 миллиардов - в свободном остатке, но, уверен, в регионах найдут им применение.
Так что резервов в нашей стране - и не только в региональных бюджетах, особо подчеркиваю, - можно найти много. Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и налогам, очевидно, имел в виду именно эту тему, когда, выступая в среду, 14 декабря, на пленарном заседании по утверждению федерального бюджета, сказал, что крайне необходимо составить реестр доходов и расходов в региональных бюджетах с тем, чтобы, в частности, обеспечить их целевое назначение и исключить неэффективные траты.
Фото: resbash.ru
Парламентская газета