Конец уходящего года отличился ужесточением контроля за сборами в системе "Платон" с грузоперевозчиков. Участники рынка утверждают, что "закручивание гаек" приведёт к тому, что большинство из них уйдёт в тень, а потребительские цены вырастут до 50%.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2016 года, автоперевозчики, не оплатившие штраф за уклонение от взносов в системе "Платон", не смогут пересекать госграницу до тех пор, пока не оплатят штраф. Тех, кто оказался на территории другого государства, не впустят обратно до погашения долга. В Минтрансе пояснили, что цель нововведения - "создание равных условий для российских и иностранных грузоперевозчиков и усиления контроля за внесением платы".
Сами перевозчики уверены: это нужно только для того, чтобы принудить их платить взносы в "Платон". Руководитель региональной организации грузоперевозчиков Дона Наталья Оськина говорит, что это "очередная попытка за счёт народа залатать дыры в экономике". Председатель Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин называет стремление увеличить тариф и саму систему "Платон" кнутом в руках российского правительства.
"У нас Минтранс и другие исполнительные органы кроме как с кнутом работать не умеют. Иностранные перевозчики и без того платят, их принудительным образом заставляют заплатить, ставя блокираторы на колеса - никто без "Платона" не проезжает.
А сделано это лишь для того, чтобы любыми путями нас затащить в "Платон", ? утверждает лидер российского движения дальнобойщиков.
Андрей Бажутин говорит о том, что когда система только вводилась, власти приводили в пример Германию, Австрию, Люксембург. Но перевозчики европейских государств находятся в неравных условиях с российскими. "Тогда давайте создадим такой же уровень зарплат, как в Европе", ? оппонирует он. И приводит пример: он только что вернулся из Мурманска. Перевозка туда из Санкт-Петербурга стоит примерно 55 тысяч рублей, а на топливо уходит 35-37 тысяч рублей, если ещё добавить плату за "Платон", другие налоги, придётся работать в минус.
"Мы не можем как в Европе, ? дополняет его индивидуальный предприниматель из города Шахты Ростовской области Владимир Калинин. ? Там расстояние максимум 500-600 км. В России я ходил в рейс Ростов-Челябинск, там 2,5 тысяч км в одну сторону. А правила, по которым водитель должен отдыхать час после каждых 4 часов пути? Диспетчеры и владельцы грузов требуют одних сроков поставки, а при соблюдении этих правил в отведённое время невозможно уложиться".
Донской дальнобойщик Михаил Ромадин также указывает на большую разницу между Россией и Европой: там и расстояния меньше, и климат примерно одинаковый везде. Он считает, что меру, равную нашему "Платону", в Европе вводили, чтобы уравнять расходы между странами Евросоюза.
Владимир Калинин замечает, что перевозчикам часто приводили в пример Белоруссию, где тоже работает аналог "Платона", и где плата даже выше, чем в России. Однако, по его словам, свои перевозчики там не платят вообще - только зарубежные, транзитные.
"В Белоруссии своих поддерживают, а у нас наоборот. Например, отечественный Камаз продают малым предпринимателям от 2800 млн - это для нас нереальные суммы. А "батька" дает своему малому бизнесу МАЗы в лизинг по нулевой процентной ставке", ? утверждает донской перевозчик.
На последней встрече в Общественной палате были приведены данные: в России платят по "Платону" примерно 15% грузоперевозчиков. Остальные там даже не зарегистрированы, они объезжают по дорогам, где плата не взимается.
"Я за "Платон" не платил ни рубля и не буду, пока санкции не введут. Я не сомневаюсь, что как только принудят платить всех, цены взлетят от 25 до 50%. Приверженцы системы утверждали, что сборы отразятся несущественно: пакет молока станет дороже всего на 20 копеек за тысячу километров пути. Это ложь, нужно проделать несколько рейсов, пока он появится на прилавке. Корове привезти сено, чтобы сено выросло, нужно довезти на поля удобрения, потом плёнку для пакетов на завод, оттуда на молокозавод и готовый продукт в магазин. Если в каждую поездку будут включены сборы по "Платону", пакет молока подорожает приблизительно на 35%, а не на 20 копеек", ? рассуждает Владимир Калинин.
Андрей Бажутин утверждает, что после введения "Платона" подавляющая часть перевозчиков, работающих как ИП, уже закрылась и перешла на работу по серой схеме. Если гайки закручивать и дальше, тенденция продолжится.
Владимир Калинин объясняет это тем, что "невозможно работать при постоянном ужесточении мер". Он говорит, что как законопослушный человек не хочет становиться теневиком, однако, если последуют ещё более жёсткие санкции, уйдёт и займётся другим бизнесом. В Объединении перевозчиков России тем временем готовят новые акции, на январь запланирована остановка всего транспорта.
"Многие перевозчики ещё думают, что у нас царь хороший и ничего не знает. В прошлом году у нас были такие же мысли, но гарант нас не слышит и не хочет слышать, поэтому мы в любом случае не остановимся. В какой форме будут акции, решим на встрече с участниками всех протестных движений и будем делать это массово", ? резюмировал лидер ОПР.
Фото: dovezut.ru
ПРОВЭД