Спорный вопрос возник после утверждения на федеральном уровне требования, запрещающего автотранспортникам перевозить на тяжеловесных фурах делимые грузы. Хотя поправкам в закон вот уже больше года, ситуация на Колыме обострилась сегодня - срок действия имеющихся разрешений, полученных до изменений в законодательстве, подходит к концу, а новые грузоперевозчики, транспортирующие жидкое топливо большим кубажом, получить не могут. В причинах и последствиях конфликта разбиралась корреспондент "Магаданской Правды".
Бензин: делить или не делить?
Предыстория конфликта, который на будущей неделе должен разрешиться решением суда, такова: один из магаданских перевозчиков, использующий "налив" с 32-кубовой бочкой, получил отказ реготделения Упрдора в выдаче спецразрешения на перевес. Камнем преткновения стало понятие "делимости". По мнению специалистов казенного учреждения, бензин, мазут и дизель являются делимым грузом, автотранспортники же заявляют, что жидкости ГСМ введенное ограничение затрагивать не может.
- Обоснование грузоперевозчики приводят такое: имеются у них бочки на 32 куба, и меньше чем на 30 они их залить не могут - это противоречит технике безопасности, поскольку такая емкость, заполненная меньше определенного уровня, может перевернуться, - поясняет руководитель магаданского филиала ФКУ Упрдор "Колыма" Сергей Кривошеин. - Наша позиция другая. Мы уверены, что при определении делимости груза неправомерно учитывать конкретные характеристики транспортного средства определенного перевозчика. То есть у кого есть другие бочки, меньшего кубажа, для них груз будет делимый, а для остальных - нет? Согласитесь, это противоречит логике.
- И что нам делать, разрезать бочки, уменьшая наполовину, и заваривать? - задает встречный вопрос председатель Магаданской областной ассоциации автотранспортников "Магаданавтосоюз" Валерий Хожило. -
Заполнять наполовину мы не можем. А бочек на 20 кубов на Колыме мало, процентов 10-20 от общего числа.
Покупать новые небольшие? Так тогда придется заменить и тягачи! Сейчас мы работаем на вездеходах, ведь не всякий тягач справится с Колымской трассой. Чтобы они были рентабельными, их нужно 40-кубовыми грузить. Кроме того, ни один закон РФ не обязывает юридическое или физическое лицо приобретать для осуществления перевозок цистерну определенной вместимости. Почему, допустим, тот же бульдозер везут целиком? Его ведь также можно разобрать на запчасти и везти несколькими машинами! Однако считается, что он может потерять свои потребительские свойства. То же и с бензином! Из-за недолива он перестает обладать ценностью, а значит, не может удовлетворить заказчика, то есть полностью теряет свои потребительские свойства.
Рейсы в долг
Менять автопарк, увеличивая его вдвое, нецелесообразно, уверяет Валерий Анатольевич, добавляя, что это способно подорвать экономику любого автопредприятия, поскольку в этом случае придется привлекать коммерческие займы. Кроме того, подобные меры привели бы к увеличению расценок на грузоперевозки, что серьезно ударит по тем же муниципалитетам и коммунальным предприятиям, кстати, уже имеющим серьезные задолженности перед перевозчиками.
Жидкое топливо на Колыме в основном потребляют золотодобывающие предприятия, но значительная его часть имеет социальное значение - используется для нужд автолюбителей, отопления поселков зимой. Напомним, "Магаданская Правда" неоднократно писала о том, что сложности с выстраиванием логистической цепочки,
вызванные запретом на перевозку большегрузами делимых материалов, привели к задержкам поставок топлива, в том числе и твердого, в ряд колымских округов.
- По данным 2014 года, общее потребление ГСМ в Магаданской области составляет 200 тыс. т, а разрешений выдано всего на 70 тыс. т (порядка 30 %), причем большинство рейсов идут до п. Палатка, - приводит цифры Сергей Кривошеин. - Это значит, что все остальные везут небольшим кубажом, или что на территории осуществляется бесконтрольное движение тяжеловесов? Ответить на этот вопрос не позволяет отсутствие на Колыме стационарного пункта весового контроля, но есть предварительная договоренность о его установке с "Росавтодором".
Отметим, что большегрузами не считаются машины, общая масса которых не превышает 44 т (для 6 осей) с учетом максимальной допустимой нагрузки на ось.
Полмиллиона за 600 км
Сегодня штраф в случае использования тяжеловеса без спецразрешения ложится как на перевозчика, так и на грузоотправителя. В связи с этим
топливные компании не заправляют 32-кубовые и выше "наливы". По предположениям экспертов, транспортники выходят из этой ситуации, заливая две машины по 20 кубов, а потом заполняя ими одну большего объема, которую и везут грузополучателю.
- Что будет, когда истечет срок действия имеющихся разрешений? Нам придется перестать возить топливо, отправляя в штопор коммунальные предприятия и недропользователей? Или загнать туда самих себя, полностью поменяв автопарк и увеличив частоту рейсов с сохранением расценок? - рассуждает В. Хожило. - Плата за ущерб непосильная. Мне, чтобы 40 кубов топлива отправить в Сусуман, нужно заплатить свыше полумиллиона рублей. Хочу обратить внимание - альтернативы для перевозок, той же железной дороги, у нас нет.
Отметим, с учетом регионального компонента в срок до 31 января 2018 года на территории применяются понижающие коэффициенты, по оценкам специалистов колымского миндора, снижающие плату за ущерб от движения тяжеловесов по дорогам общего пользования вдвое. Кстати, такие меры были приняты после нескольких инициативных обращений, в том числе и со стороны нашего региона, в федеральный центр.
- Понятно, что транспортникам экономически невыгодно отправлять в рейс малотоннажку, но нельзя же поднимать потенциал одной отрасли экономики за счет нанесения ущерба другой,
- уверен Сергей Алексеевич. - Если будем нещадно разрушать дороги, то сколько бы денег мы ни вкладывали в ремонт и строительство, это будет бесполезно. Наша задача не только отремонтировать, но и обеспечить сохранность трассы. А при неконтролируемом движении тяжеловесов это невозможно.
Возить малогрузами невыгодно для перевозчиков, увеличивать тариф за перевозки - для потребителей ГСМ, а закрывать глаза на нарушения требования федерального законодательства недопустимо для органов исполнительной власти. Пока предположить, как может разрешиться сложившаяся ситуация без ущерба для какой-либо сферы деятельности и опасности возникновения стачек или же непоставок топлива, довольно сложно. Остается надеяться, что решение суда поможет найти выход из положения.
Фото: Виктора Терешко