План был прекрасен: построить в городе огромный, производительный и удобный транспортный хаб, через который шли бы составами грузы со всего мира. А заодно - расчистить участок под жилую застройку. Но не вышло. Логичный и нужный проект скончался, а его частные инвесторы оказались должниками своих же партнеров в лице администрации Екатеринбурга. Как так вышло об этом в материале корреспондента портала 66.ru
Для начала напомним суть дела. Задуманный мэрией Екатеринбурга еще в 2002 г. Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр, раскинувшись на площади 53 га, обещал стать глобальным логистическим узлом на транспортном коридоре Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород с продолжением в Ханты-Мансийск через Серов.
В своей первоначальной версии идея предполагала объединение автотранспортной артерии Серовского тракта с расположенным на соседнем участке железнодорожным контейнерным терминалом компании "Уралконтейнер". Но главное - мэрии очень хотелось вынести на новый участок грузовой двор станции Екатеринбург-Товарный, расположенный в центре города, в треугольнике улиц Гражданская - Челюскинцев - Стрелочников, а высвобожденную землю пустить под жилую застройку.
Внешне идея обмена с "дочками" РЖД "золотыми кольцами" выглядела блестяще: семейство аффилированных железнодорожных компаний вместе с огромным земельным наделом получает радужные перспективы развития своего профильного транспортно-логистического бизнеса, а город - землю под новый респектабельный жилой микрорайон.
Для скрепления альянса участники и зарегистрировали ОАО "ЕАМТЛЦ", акционерами которого стали Комитет по управлению городским имуществом Екатеринбурга, МУГИСО, две "дочки" РЖД - ЗАО "Уралконтейнер" и страховая компания "Экспресс-гарант", плюс два миноритарных инвестора (по 5% акций) - ДГУП "Ростэк-Екатеринбург" и главный герой этой запутаннной логистической мелодрамы - транспортная компания "Лорри".
Поначалу все шло к тому, что будущий транспортно-логистический узел станет образцово-показательным примером частно-государственного партнерства. К 2004 году появился первый бизнес-план, а еще через несколько лет проект ЕАМТЛЦ был включен в бюджет федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России 2010-2020 гг.", в Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области и даже в Стратегический план Екатеринбурга.
Было открыто финансирование или нет - вопрос до сих пор остается без ответа. Однако очень скоро по новому частно-государственному тресту пошла трещина. Оценив экономический потенциал предлагаемого к освобождению участка, железнодорожники передумали расставаться с золотой жилой и заявили собственные интересы по строительству жилья на нем.
Михаил Вяткин, председатель Архитектурно-градостроительного совета Екатеринбурга:
- Когда-то мы вели переговоры с РЖД о том, что территория станции Екатеринбург-Товарный перейдет в собственность города. Эти переговоры вел лично Аркадий Чернецкий. Но потом город отказался от своих притязаний - в том числе учитывая то, что РЖД и без того много сделала тогда для Екатеринбурга.
По данным информированных источников Портала 66.ru в руководстве областной Торгово-Промышленной палаты, поняв, что от изменения позиции РЖД реализация проекта зашла в тупик, городские власти вышли на новый раунд переговоров, предложив железнодорожникам новый проект: перенести на участок ЕАМТЛЦ станцию Свердловск-Сортировочный. Причем вместе с рельсами.
Однако стоимость рекультивации территории под жилую застройку оказалась настолько запредельной, что продолжение темы утратило всякий смысл.
Фото: 66.ru